Нейроупражнения с перчатками
Консультация для родителей и педагогов
Логопед:
О.Р. Авербах
Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция –одна из популярных методик в работе с малышами.
Нейропсихология – это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения.
Основная задача нейроупражнений – сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.
Как понять, что у ребёнка есть проблемы
Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.
Испытывает трудности в усвоении нового материала. Долго выполняет задания, на занятиях невнимателен.
Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
Есть синдром дефицита внимания.
Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.
Быстро переключается с одного действия на другое.
Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).
Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
Есть проблемы с речью разной сложности.
Наблюдается слабая познавательная деятельность.
Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.
Причина неусидчивости и плохих знаний кроется именно в нарушении работы полушарий.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
-активизация речи;
-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей.
Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.
Для маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с помощью движения.
Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга.
Дело в том, что при выполнении определённых физических действий и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению.
Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения. Некоторые из них довольно просты и под силу любой маме.
Например, игры с обычными перчатками. У нас в кабинете перчатки для нейроигр яркие, разноцветные, с пупырками и хранятся в индивидуальных мешочках (чтоб достать перчатки, нужно обязательно выполнить несколько речевых упражнений!).
Перчатки раскладываются произвольно на столе.
Ребенок сначала прикладывает только правую руку к нужным перчаткам, затем только левую.
Далее обе руки одновременно, потом — попеременно.
Эти упражнения можно сопровождать стихотворным текстом на автоматизацию отрабатываемых звуков, музыкой, ритмическим звучанием игрушек (при этом движения рук выполняются строго заданному ритму).
Использование таких простых упражнений улучшает у детей память, повышает концентрацию внимания, закрепляет пространственные ориентации.
Играйте на здоровье!