Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Как избежать трудностей при овладении ребёнком чтением

Логопед:
О.Р. Авербах

Еще немного и наши воспитанники станут выпускниками и самыми настоящими первоклассниками. Конечно, школа предлагает новые условия для обучения и предъявляет ряд требований для его успешности.
Наши дети (выпускники логопедических групп), как правило, всегда овладевают первичными навыками чтения, но в разной степени.
Вот несколько признаков, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или уже есть трудности в чтении.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.
2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.
3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.
4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат.
5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов.
6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.
7. Не любит читать вслух.
8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.
9. Держит книгу слишком близко к глазам.
10. Немного косит.
11. Часто трёт глаза.
12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.
13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.
14. Пишет буквы задом наперёд.
15. Быстро устаёт.

Могут снижать скорость чтения:

  • недостаточные возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и артикуляционной моторики);
  • недоразвитие навыков звукового и слогового анализа;
  • нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей);
  • нарушения зрения;
  • узкое поле зрение: у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот, люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.
  • регрессии -это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения;
  • чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того, чтобы уловить смысл, надо разгадать как можно больше значений слов;
  • скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложными, не подходящими по возрасту текстами;
  • незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

Как помочь в таких случаях?

Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.

Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.

Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.

Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.

Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память («Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.

Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте).

Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.

Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.

Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.

 

Дата обновления страницы: 12.03.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122