Консультация для родителей и педагогов.
Учитель-логопед:
О.Р. Авербах
Педагоги дошкольных учреждений должны определить ведущую руку ребёнка (убедиться, что он на самом деле леворукий), и потом вместе с родителями решить, какой рукой ребёнок будет писать, и выработать единую тактику действий.
Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свою специализированную функцию. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) ребёнка осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.
Существуют специальные диагностические задания, которые позволяют определить ребенка к право- или леворуким.
Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками, и на основе совокупных результатов делается вывод.
Переплетение пальцев рук.
Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
Поза Наполеона — скрещивание рук.
У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.
Аплодирование.
У правшей при аплодировании более активная правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще всего хлопают обеими ладошками.
Плечевой тест.
С закрытыми глазами вытянуть руки перед собой. Рука, поднятая выше в процессе движения, считается ведущей.
Пробы на одновременные действия обеих рук.
Рисование. Ребенку дают 2 карандаша и просят нарисовать обеими руками одновременно круг, квадрат или треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки обычно медленнее, зато более точные, меньше дрожания, линии более чёткие, углы не сглажены. Можно попробовать выполнить это задание с закрытыми глазами. В этом случае будет возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
Для определения рукости можно попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т.д.
При проведении обследования ведущей руки детей включаются следующие задания:
- завинтить крышки на бутылках;
- разрезать бумагу ножницами; вырезать по контуру рисунка из любой открытки (цветок, зайчика, узор);
- нанизать пуговицы;
- почистить обувь щёткой;
- намотать нитку на катушку;
- перелить воду из одного сосуда в другой; сделать несколько глотков воды;
- отвинтить гайку (рукой, ключом);
- сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
- стереть ластиком предварительно нарисованные палочки, кружочки;
- капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки;
- достать бусинку ложкой из стакана;
- позвонить колокольчиком;
- закрыть, открыть молнию на сумке;
- построить из палочек колодец.
Ведущая та рука, которая используется более активно.
Амбидекстры (владеют в равной степени правой и левой рукой), выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребёнка к школе
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочерёдно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Сожмите пальцы в кулаки и вращайте кисть в разных направлениях.
Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.
Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
Успехов!!!!