Как «песочные» игры помогают разговорить «молчунов»
Консультация для родителей неговорящих детей.
Логопед: О.Р. Авербах
«САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ДЕТЕЙ – КУЧКА ПЕСКА!» К.Д. УШИНСКИЙ
Песок… На вид мелкие крупинки. Ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. А еще можно нарисовать на песке картину.
Все дети любят играть в песок. А почему бы не использовать песок в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи?
Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно.
Игры с разным песком – это уникальная возможность для создания условий запуска речи у неговорящего ребенка в процессе познавательной деятельности. Они способствуют формированию речевой активности (на уровне звукоподражаний и коротких слов, фраз со звуками раннего онтогенеза), коммуникативные навыков, внимание и памяти; формируют представления о свойствах песка; обучению навыкам экспериментирования с песком; обогащают тактильный опыт ребенка; активизируют пассивный словарь; побуждают самостоятельно находить решение проблемы (с помощью действий); развивают мелкую моторику рук; вызывают положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Положительный эффект песочной терапии бесспорен и очевиден: позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; положительная динамика в развитии образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсорно-моторного восприятия.
Сначала взрослому приходится комментировать песочные картины детей, но постепенно ребята сами начинают рассказывать о своих действиях в песочнице, и им все дольше и дольше по времени хочется играться в ней.
Желательно использовать игры, не только предложенные взрослым, но и придуманные самими детьми.
Работа с песком не имеет возрастных ограничений, она актуальна как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.
Очень важно, что такая деятельность создаёт условия для психологической комфортности — работая с песком, дети не боятся сделать ошибки, любую неточность можно легко исправить — достаточно просто встряхнуть поднос, а значит, нет зажатости, страха сделать что-то не правильно.
Конечно, любой из используемых на занятиях с детьми материалов должен соответствовать определённым требованиям: безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность
использования. Песок отвечает всем этим требованиям, да и приобрести его совсем не сложно.
У меня в кабинете насколько вариантов работы с песком:
-большой контейнер с невысокими бортиками, наполненный обычным речным песком;
-кинетический песок с разными формочками и большими пластиковыми
поддонами;
— кварцевый разноцветный песок (8 цветов) в контейнерах +индивидуальные
подносы к ним;
-песочница с мелкозернистым песком с подсветкой для рисования песком.
-манная крупа.
Наверное, не найти ребенка, который не любил бы играть в песочнице. Но для улицы – это сезонное увлечение.
Мы с детьми увлеченно круглый год играем в песочнице! И все потому, что инновацией в современном мире стал кинетический песок — универсальная игрушка для творчества и развития детей в любое время года.
Заниматься лепкой из кинетического песка крайне полезно для любого ребенка, ведь это способствует развитию воображения, мелкой моторики рук, мыслительных способностей и пространственного воображения. Этот материал – отличная возможность активизировать индивидуальное речевое развитие детей.
Кинетический песок соответствует всем требованиям, которые предъявляют детским развивающим игрушкам, и экологически чист. В обращении он и удобен, и безвреден. Кроме того, он не требует специальных условий хранения. У меня в кабинете он прекрасно хранится в большом пластиковом контейнере.
Кинетический песок не пачкает рук, легко смывается, не рассыпается, антибактериальный, не содержит веществ, вызывающих аллергию у детей.
Песок позволяет вылепливать любую даже мелкую деталь. Если песок какое-то время не трогать, кажется, что он слегка застыл. Но стоит до него дотронуться, и песок вновь оживает, растекается по рукам.
Дети просто обожают его переминать и смотреть на пористую воздушную структуру. Естественно, занятия (проходят всего лишь два раза в месяц) всегда затягиваются, дети неохотно прощаются (настоящий ритуал!) с песком до следующей встречи.
Однажды на занятие по песочной терапии мы пригласили родителей и с радостью заметили, что мамы с не меньшей заинтересованностью «играли» с кинетическим песочком! В этом-то его возрастная универсальность! Но приобрести для семьи никто не решился – стоимость высока…