Как помочь ребенку запомнить
графический образ букв.
Учитель-логопед:
О.Р. Авербах
После обучения звуковому анализу слов мы с детьми приступили к обозначению звуков их символами-буквами. Казалось бы, ну, что сложного в том, чтобы отличить «А» от «Я»?
Это нам, взрослым, кажется все легко и просто. Но нам самом деле запомнить графический образ той или иной буквы для многих современных детей является непосильной задачей.
Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы
Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.
Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта, и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и педагоги, и специалисты.
Плохому закреплению образа буквы способствует, прежде всего, несформированность функций мозга: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).
Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.
В норме восприятие буквы происходит автоматически.
Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать, либо будет делать очень долго.
Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.
Как можно помочь ребёнку?
Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.
- Развитие тактильного образа буквы.
Важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.
Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:
-лепить буквы из пластилина;
-вырезать;
-делать из проволоки;
-рисовать на песке, манке пальцем;
-рисовать мелками;
-обводить по контуру;
-водить пальцем по шершавой букве;
-готовить печенье в форме букв;
-складывать буквы из фасоли, гороха;
-конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;
-превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
-рисовать буквы в воздухе;
-угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
-искать буквы вокруг (на улице, в магазине);
-определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке.
- Развитие зрительного восприятия.
-поиск на картинке предмета по описанию (зрительная опора);
-угадывание предмета по описанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой);
-называние предмета по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти);
-отыскивание предмета по его тени («найди тень»);
-поиск предметов, наложенных друг на друга;
-опознание перечёркнутых изображений, незаконченных изображений, их дорисовывание;
-составление целого предмета из разрезанной картинки;
-игры «найди, чего на рисунке не хватает», «найди ошибку», «найди различия»;
-игра «Великан и гном» — необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика — маленьких предметов;
-игра «Четвёртый лишний» — среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый и самый тонкий, исключить предмет по форме, цвету;
-игра «Лото» — соединить фигуру и предмет с похожей формой.
- Развитие зрительной памяти.
-запомнить несколько картинок и найти их среди других;
-воспроизвести фигуры, сложенные из счётных палочек, по памяти;
-вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: «А что в этом углу? А что нарисовано посередине? А нарисована ли тут берёза?»;
-старая коллективная игра: водящий выходит из комнаты. Другие игроки меняют что-то во внешности либо одного, либо сразу всех участников (можно обмениваться одеждой или убирать элементы). Ведущий должен угадать, что изменилось;
-«Что изменилось?». Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, он их запоминает, потом закрывает глаза, а взрослый меняет местами или добавляет/убирает элементы.
- Развитие зрительно-пространственной функции.
-Знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица.
-Закрепление понятий «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» на частях своего тела и лица («А что у тебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?»).
-Называние частей тела сверху вниз и снизу вверх, все части, расположенные справа и слева, спереди и сзади.
-Графические диктанты по клеточкам.
- Повышение энергетического тонуса.
Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:
-режим дня и питания;
-регулярные прогулки на улице и занятия спортом;
-закаливание;
-пить больше чистой негазированной воды;
-качание на балансире (для повышения общего тонуса);
-удобное и правильное с точки зрения роста рабочее место и освещение, регулярное проветривание;
-сон не менее 9–10 часов в сутки;
-подвижные игры вместо гаджетов.
По материалам интернет источника: сайт mel.fm ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686).