Консультация для родителей на тему:
«Как составить с ребенком рассказ по картине»
Учитель-логопед: Н.В. Найденова
Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Из моего опыта и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием.
Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой речи.
Рассказ по картинке – это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку в книге. Данный вид работы не только развивает устную речь ребёнка, обогащает его словарный запас, но и формирует умение вникать в смысл и содержание картинки, контролировать свои высказывания, следя, чтобы вымысел не противоречил действительности.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже должен самостоятельно составлять рассказ, а взрослый лишь задавать план и схему рассказа, оказывать помощь в подборе подходящих лексических оборотов, «красивых» слов. При этом важно не опускать игровой момент, поддерживать заинтересованность данным видом работы.
Помочь ребенку составить рассказ по картине может не только опытный педагог, но и родитель, следуя некоторым советам.
При работе над рассказом по картинке можно соблюдать определённый порядок действий:
1. Создайте эмоциональный настрой на занятие, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.
2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).
3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.
4. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.
5. Составьте план будущего рассказа. Составить план рассказа – значит озаглавить каждую его часть. Помните, что заголовок должен отражать тему или главную мысль каждой части. При работе над серией сюжетных картинок составить план – значит, озаглавить каждый рисунок.
6. Проведите лексическую работу: подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов и т.п.
7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.
Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.
Во время проведения предварительной лексической работы:
— учите ребёнка говорить не простыми, а сложными предложениями с использованием союзов: «потому что», «если», «а», «но» и т.д.;
— используйте в рассказах слова, которые отвечают на вопрос «какой?» (прилагательные), а также слова, отвечающие на вопрос «как?» (наречия). Например, не просто «лес», а «дремучий лес», не просто «пошёл», а «быстро пошёл»;
— обратите внимание, что одного и того же героя в рассказе можно назвать по — разному (например: Коля, мальчик, ребёнок, малыш), а не только «он»;
— в начале рассказа, если это уместно, следует упомянуть какое было время года или часть суток. Например: «Однажды осенью…», или «Ранним утром…»);
— сюжет можно дополнить событиями, которые происходили до того что изображено на картине, а так же придумать что будет происходить дальше;
— закончить рассказ рекомендуется предложением, отражающим чувства и эмоции персонажей или лиц, рассматривающих картину.
Удачных вам рассказов!