учитель-логопед Н.В. Найденова
Уважаемые родители! Наступает пора утренников, а утренники – это песни, танцы и, конечно же, стихи.
Педагоги, как и родители, знают, как тяжело ребенку с речевыми нарушениями запомнить стихотворение. Это объясняется тем, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста составляет 75%, а объём слухового восприятия только 14%.
Однако еще сложнее, чем выучить, рассказать выученное стихотворение, соблюдая максимально возможное для ребенка правильное звукопроизношение.
Как же выучить стихотворение так, чтобы все звуки были «на месте»? Начните с каждого слова стихотворения в отдельности. Проследите, чтобы ребенок повторял за вами слова, правильно произнося все автоматизируемые звуки, в случае затруднения помогите ему, отработав «сложное» слово по слогам. Оставайтесь на этапе работы над словами, пока ребенок не начнет произносить их максимально правильно для себя. При этом помните о том, что те звуки, которые еще не поставлены, мы не трогаем. Не следует заставлять ребенка «рычать» в стихотворении, если он «рычать» еще не умеет. Только отработав произношение слов в отдельности, можно включать их в стихотворение и начинать его разучивать, но не скороговоркой, а медленно и четко.
Особенное внимание при разучивании стихотворения нужно уделить детям с нарушениями слоговой структуры слова и звуконаполняемости. Этим детям трудно правильно вставить в слова не только недавно появившиеся у него звуки, но и те, которые он давно умеет произносить. Важно помочь ребенку научиться выговаривать слова так, чтобы все звуки были слышны, стояли на своих местах и не «проглатывались».
При разучивании стихотворения с ребенком с нарушенным звукопроизношением важна не скорость запоминания, а качество. На начальных этапах обращаем больше внимания на темп и четкость произношения. Нет ничего страшного, если некоторые слова ребенок будет произносить по слогам. В дальнейшем, когда проблема звукопроизношения отойдет на второй план, концентрируем внимание на выразительности чтения стихотворения.
Как обычно учат стихи? Обычно используют слуховой — самый распространенный метод. Мы договариваемся с ребенком, что сейчас вместе будем учить стихотворение наизусть, и предлагаем его прослушать. Затем повторить текст вместе, далее ребенок повторяет текст самостоятельно. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком. Однако, кроме этого, в сети интернет можно найти множество других способов запоминания стихотворений. Часть из них опираются на ведущее для ребенка зрительное восприятие. Важно попробовать и подобрать именно тот способ, который подходит именно вам и вашему ребенку.
Стихи с детьми дома учить необходимо. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, способствует формированию общего уровня культуры человека.
Но самое главное для дошкольника — что заучивание стихов совершенствует устную речь, способствует развитию памяти детей с речевыми нарушениями. Тренируя память, вы развиваете речь, внимание, личные качества ребенка – целеустремленность, усидчивость, умение доводить дело до завершения. Так давайте «поймаем еще одного зайца» и будем использовать стихи как эффективное средство для автоматизации поставленных звуков и восстановления слоговой структуры слова вашего ребенка.
Используемые источники:
www.Kuban-Mama.ru,рф;
http://kakprosto.com/sajt-vizitka