Педагог-психолог Попова Н.П.
Доброта- это помощь другим. Доброта бескорыстная и добрый человек ничего не ждет взамен. Дети очень часто поступают жестоко- по отношению к животным, друг к другу, к взрослым. Вряд ли родители мечтают о том, чтобы ребенок относился к ним самим жестоко. Становясь пожилыми, родители ждут от своих детей доброты, внимания, звонка или визита. Их удивляет, что сын давно не звонил, а дочь не находит времени заехать, не говоря уже о помощи. И только некоторые оглядываются назад, чтобы понять, что они делали не так, воспитывая своих детей.
Воспитание отзывчивости нельзя начать с определенного возраста. Мудрые люди говорят о том, что все закладывается задолго до рождения. «Положительная беременность»- это и есть начало воспитания. Спокойная мать обязательно передаст своему еще не родившемуся малышу радостные, позитивные эмоции. Поэтому с самого первого момента беременности, женщина должна помнить о своей взаимосвязи с ребенком и уметь правильно настроиться, вести здоровый образ жизни не только физически, но и эмоционально. Сразу после рождения родители имеют возможность контактировать с малышом. Почему-то сейчас становится естественным, когда ребенок спит отдельно от мамы, когда мама не слишком часто берет его на руки. Важнейшая цепочка для младенца «крик о помощи»- мамины руки, как раз и закладывает в нем основы чуткости и сострадания. Малыш чувствует: если ему плохо, то мама сразу оказывается рядом и не отказывает ему в своем тепле и любви. Чутко относиться к «просьбам» о помощи- первый шаг в воспитании чуткого и доброго ребенка.
Жестокость порождает жестокость
Этот принцип в воспитании работает всегда. И тут речь идет о любой жестокости, независимо от того, в отношении кого она проявляется. Дети видят и замечают все. Они копируют наше поведение, воспринимая его как норму. Если мама грубо разговаривает с продавцом в магазине, папа отчитывает воспитательницу, то ожидать, что ребенок будет вести себя иначе, нет смысла. Воспитание чуткости начинается именно дома. Семейные традиции должны быть такими, которые свидетельствуют о правильных поступках. Например, забота о близких, когда они болеют, помощь в те моменты, когда у кого-то неприятности, забота о братьях наших меньших.Воспитывать в ребенке отзывчивость, одновременно забывая о собственных родителях, невозможно. Дети считывают наше отношение к родителям и другим взрослым людям. Поэтому то, как мы относимся к ним и становится основой воспитания. Обязательно нужно проговаривать «можно» и «нельзя», уважительно относиться самим к старикам, не забывать звонить, посещать, поздравлять в праздники- это и есть воспитание отзывчивости.
Уступить очередь, поделиться игрушкой или сладостями просто так, только потому, что кто-то рядом- этому ребенка нужно учить. Но учить можно только тогда, когда сам ведешь себя так же.
Пять советов о том, как воспитать отзывчивого ребенка
1. Не запрещайте эмоции
«Не реви»,»хватит злиться», «прекращай ныть»- кто из родителей не злоупотреблял такими фразами? Нужно быть спокойным, сдержанным, веселым — и тогда тебя будут любить, хвалить и ставить в пример. Нет- отругают. Все это приводит к тому, что ребенок не знает, как справляться с собственными эмоциями, заглушает их, и раз и навсегда понимает, что они плохие. Учите ребенка не заглушать свои эмоции, а давать им правильный выход. Если злишься, нельзя драться и кричать, но можно уйти в комнату и побить подушку.
2. Объясняйте свои поступки и настроение
Родительские эмоции детям понять еще сложнее, чем собственные. Как правило, они принимают их исключительно на свой счет. Мама злится, значит не любит и т.д. Объясняйте свое поведение: я испугалась, когда ты побежал на дорогу, поэтому повысила голос. Папа устал на работе, поэтому пока не может с тобой поиграть. Мы все не идеальны — можем сорваться, накричать. Поэтому важно извиниться и объяснить ребенку, почему это произошло.
3. Показывайте на примерах
Обсуждайте книги, картинки, фильмы. Брат и сестра поссорились. Как ты думаешь, что они чувствуют? А что бы почувствовал ты? Хорошо, если ребенок будет получать не готовые тезисы, а приходить к выводам сам, отвечая на вопросы родителей.
4. Учитывайте возраст и характер
Учтите, что дошколятам больше свойственно «черно-белое»восприятие действительности. Они делят героев на добрых и злых, хороших и плохих. А вот годам к семи восприятие становится более сложным: ребенок способен понять, что злой мог стать таким из-за несправедливой обиды, и его можно изменить.
Если у ребенка снижена эмпатия (способность сопереживать), правильные реакции стоит просто объяснять логически, буквально заучивать. Когда кто-то плачет, его нужно пожалеть, потому что ему плохо. Если злится- отойти и дать прийти в себя. Эти правила помогут ребенку налаживать отношения с другими людьми.
5. Учите ответственности
Доброта и сочувствие — это еще и ответственность. Одного импульса мало. Жалостливые, чувствительные дети порой готовы принести домой всех уличных котят, позвать в гости всех плачущих ребят, пожертвовать своими интересами ради другого. Но любые крайности плохи. Хочешь взять котенка? Приготовься убирать за ним, тратить время. Пообещал бабушке помочь? Помоги, не ограничивайся словами. Перед тем, как что-то пообещать, взвесь свои силы- сможешь ли? Ведь только в этом случае сочувствие будет иметь результат.