Учитель-логопед: Н.В. Найденова
Сказка – один из жанров литературы. Для детей сказка – это целый мир, в котором можно встретить несуществующих персонажей, говорящих животных, погрузиться в атмосферу тайн и загадок. С точки зрения взрослых сказка — эффективное средство для развития речи ребенка. Слушая сказку, ребенок расширяет словарный запас, знакомится с образными выражениями, развивает воображение и т.д.
Для чтения детям, родителям важно:
— выбирать сказки, соответствующие возрасту детей. Дошкольникам понятны и интересны сказки о животных и людях. Например, “Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Лиса и Волк”, “Маша и Медведь”;
— подбирать книги с яркими, интересными, и в то же время понятными детям иллюстрациями;
— читать сказку нужно выразительно, соблюдая интонационные паузы, выделяя главные слова и т.д.
— во время чтения следует разъяснять ребенку значение незнакомых слов, образных выражений;
— после прочтения сказки, ее надо обсудить с ребенком. Попросите ребенка рассказать, что произошло с героями сказки, почему случилось то или иное событие, помочь в этом могут наводящие вопросы.
Сказку можно не только слушать, ее можно пересказывать, ее можно разыгрывать, с ней можно играть, а еще ее можно сочинять. Чтобы сочинить сказку, не обязательно долго готовиться, делать это можно во время прогулки, совместного приготовления обеда, купания. При этом героями сказки могут стать любые окружающие предметы. Начинающему «писателю», скорее всего, понадобится помощь взрослого. Не навязывайте ребенку свой сюжет, лучше помогите ему наводящими вопросами: «Какими словами обычно начинаются сказки?», «Кто станет героями нашей сказки?», «Какими они будут?», «С чего начнется сказка?», «Что произойдет дальше?», «Чем закончится сказка?» и т.д. Не забудьте придумать сказке название. Получившуюся сказку можно записать и прочитать знакомым и друзьям. Если у вас несколько детей или к вам пришли гости, можно организовать коллективное сочинение сказки.
Творческое коллективное составление сказок имеет ряд положительных моментов: оно раскрепощает стеснительных и робких детей; дети учатся слушать друг друга, продолжать повествование событий; у них развивается фантазия, воображение; дети учатся слышать и замечать ошибки в своей речи и речи других, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. Они не так болезненно принимают промахи в сочинительстве, поскольку каждый становится автором текста. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким.
Примером коллективного составления сказки может послужить работа ребят старшей группы компенсирующей направленности № 18 «Капитошка»
https://youtu.be/wWo4xKPailc (с 3мин.25 сек.)
Использованные источники:
https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/skazki-kak-sredstvo-razvitija-rechi/
https://урок.рф/library/tvorcheskoe_kollektivnoe_sostavlenie_skazok_142304.html