Крутится-вертится!
Использование волчков для подготовки руки к письму
Логопед:
О.Р. Авербах
Сегодня всё реже можно встретить ребёнка с правильным захватом ручки, карандаша. Это реальная проблема для современных детей!
Почему мы сегодня всё чаще у современных детей встречаем совершенно причудливые приёмы захвата ручки или карандаша?
Проблема в недоразвитости подвижности пальцев пишущей руки и низкой подвижности запястья. Но и у этой проблемы есть решение!
Для выработки координации в работе рук, нужной для письма, предусмотрены упражнения на первый взгляд, не имеющие ничего общего с письмом,- это запускание маленького волчка- вертушки.
Для того чтобы запустить волчок, нужно очень хорошо владеть своей рукой. Локоть должен быть свободен, чтобы обеспечить свободу кисти, он не должен давить вниз, на кисть и волчок. Она имеет при этом форму купола, которая характерна для нее при письме. Кисть должна слегка пружинить, волчок в пальцах держится совсем легко. Чтоб его запустить, нужно сделать пальцами сильное вращательное движение по ходу часовой стрелки. Хорошо запущенный волчок крутится долго.
Нужно следить, чтобы дети держали волчок правильно — большим и средним пальцами, а указательный не должен мешать, чтобы они раскручивали волчок от себя, по часовой стрелке.
Как выполняется упражнение?
Волчок должен находиться строго в одной руке! Данное упражнение запрещено выполнять двумя руками одновременно. Делая упражнение правой рукой, левая при этом должна находиться на поясе. Упражнение обязательно выполняется стоя. Стоять надо ровно на двух ногах. Сидя упражнение не даёт эффекта. Важная деталь для развития подвижности запястья — кисть при выполнении упражнения должна быть развёрнута положением пальчиков вверх.
Далее надо сложить пальчики таким образом, чтобы три пальца, которые принимают участие в захвате карандаша, обхватили ручку волчка, а безымянный и мизинец были прижаты к ладони, чтобы не мешали работе трёх основных пальцев. После того как мы сформировали правильный захват волчка можно приступить к динамической части упражнения — в свободном ритме движения трёх пальчиков вращать или перемещать ручку волчка в данном захвате.
Я в своей педагогической практике работу с волчком использую уже очень давно. Это крайне доступное упражнение и эффективное.
-Крутится-вертится! — радостно кричат дети.
Удивительно, какую бурю положительных эмоций вызывает эта простая полузабытая игрушка! Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, а также стимулируют развитие внимания и подражания.
Волчок, пусть и кажется на первый взгляд примитивной игрушкой, несет в себе несомненный развивающий потенциал.
Специалисты знают, что моторная слабость часто приводит к задержке этапов речевого развития ребенка, а в более запущенных случаях и психического. Однако даже нормально развивающемуся малышу не помешает пальчиковая гимнастика, массаж рук, пальчиковые игры в сопровождении стихов и потешек.
Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Первое время дети предпочитают преимущественно наблюдать за тем, как крутится волчок, как сливается узор на его поверхности, как он замедляется, когда останавливается. Они просят снова раскрутить его, часто даже сопровождая просьбу жестами рук, — будто крутят «фонарики».
Маленькие дети очень любят крутить волчки. Они безостановочно могут крутить его на протяжении 5 и более минут. Ни в коем случае не останавливать ребенка, давая ему возможность насладиться игрой.
Но важно уметь еще и обыгрывать простые действия с волчком. Детям нравится пробовать крутить волчки на самых разных поверхностях (на столе, на полу, на стуле, на ковре и т. д.).
Любую игру с волчками желательно сопровождать и речевым материалом, например:
Волчок-волчок, круглый бочок,
Встань-ка ты на ножку,
Покрутись немножко!
Одни волчки проще раскрутить, с другими справиться будет сложнее. Но все они создают все необходимые условия для тренировки мышц детских пальчиков.
В данной консультации использованы материалы https://moluch.ru/th/1/archive/12/479/