Консультация для родителей
Логопед:
О.Р. Авербах
Скоро середина лета – макушка! Так же незаметно пролетит его вторая половинка. Самое время напомнить родителям о той огромной работе, которую мы все вместе проделали над коррекцией речи детей.
Конечно, главная задача сейчас – хорошо отдохнуть самим и оздоровить детей. Но родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах со звуками.
Всегда помните, что все то, чему дети научились, за летний период может, как закрепиться, так и потеряться.
Если ребенок уезжает на лето к бабушке или другим родственникам, то их тоже необходимо предупредить об этом. По возможности дать материал по закреплению речевых навыков (задания по лексическим темам и обучению грамоте, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. И нам приходится начинать все сначала, а времени на это уже нет, так как нужно дальше выполнять программные требования. Поэтому:
-продолжаем ежедневно выполнять зарядку для языка (артикуляционную гимнастику);
— закрепляем поставленные звуки в стихах, рассказах, разговоре;
— совмещаем отдых и чтение: лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Прочитайте небольшой рассказ, а ребенок пусть не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Во время прогулок, поездок вы также можете читать разнообразные вывески, названия магазинов, кафе (многие дети уже знакомы с буквами).
— Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх.
Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей.
Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого — «единственный способ стать снова ребенком».
Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.
Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, хорошей координации и моторной реакции, научат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.
Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку.
Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы.
Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны!
Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играл в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.
Игры с мячом
«Съедобное – несъедобное»
Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово.
Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» —
оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.
«Назови животное»
Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.
«Догони мяч»
Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.
Полезного всем отдыха!!