Логопед:
О.Р. Авербах
Каждый раз, когда подходит время набора детей в группы компенсирующей направленности, у родителей возникает много вопросов.
Ответы на некоторые вопросы у родителей уже готовы:
-Ничего страшного в том, что речевое развитие ребенка отстает от возрастной нормы (года на два, а то и на все три!), так говорили половина родни. Потом все наладилось (во что верится с трудом).
Другая половина родителей (более «продвинутая») находит ответы в интернете. А вот к специалистам обратиться не спешат, считая, что мы все преувеличиваем. Давайте все же разберемся в этих, весьма распространенных, логопедических мифах.
Первый миф.
Подобные слова могут прозвучать от неврологов или педиатров в городской поликлинике. Они начинают успокаивать родителей, призывая к терпению и долгому ожиданию. Когда же вы приходите с 4х-летним ребёнком, который по-прежнему не говорит или речь его минимальна, то в ответ от специалистов вы получите фразу: «А где вы были раньше?»
Почему же так происходит?
Дело в том, что на государственном уровне существует определённая структура. Если вам говорят, что есть какая-либо проблема, и у ребёнка происходят нарушения в развитии, то эта же структура должна предоставить решение.
К сожалению, ранней коррекционной помощи и даже диагностики на государственном уровне нет. Специалисты не заявляют открыто и свободно о том, что ребёнок должен говорить в 2 года, а всё остальное – отклонения от нормы и задержка в развитии. Они также не могут предоставить пошаговую инструкцию для родителей, где могли бы указать, к кому идти, и что делать дальше.
Так как направлять на государственном уровне таких детей некуда, и массовая организация данного вопроса отсутствует, то у неврологов остаётся два варианта: назначить лечение с помощью различных препаратов или говорить, что нужно ждать трёх, четырёх или пяти лет.
Ситуация в логопедических детских садах тоже неутешительная, так как там работают с детьми от 5 лет – это упущенное время. К этому моменту у ребёнка уже проблемы с речью, интеллектом и дальнейшим развитием. В результате за два года до поступления в школу будет тяжело что-то сделать и улучшить текущее положение.⠀
Поэтому, дорогие родители, если невролог говорит вам, что это норма, когда ребёнок не говорит в 2 года, а заговорит в 3 – смело ищите другого специалиста. Поиск квалифицированного и подходящего вам невролога нужно начать как можно раньше, так как он является важным специалистом в процессе дальнейших обследований ребёнка.
Второй миф.
Очень часто его любят распространять бабушки, которые говорят: «Что ты придумываешь, папочка Вани тоже не говорил до 3х лет, а потом как заговорил полными предложениями» или «Твой муж тоже говорил до 3х лет», или приводит пример из жизни какого-то знакомого.
Знаете, уважаемые родители, в 70-80е годы речевая патология и тяжелые нарушения речи можно было увидеть крайне редко. Детей с алалией было настолько мало, что логопеды съезжались не только со всего города, но и со всей страны, чтобы посмотреть на этого ребёнка в клинической практике.
Сейчас с сенсорно-моторной алалией у нас каждый второй и третий ребёнок. Это тяжелое нарушение речи, которое может привести даже к инвалидности, если ничего не делать с данной проблемой. А с дизартрией вообще, каждый ребёнок с речевой патологией. Это нарушение звукопроизношения и членораздельной речи из-за неправильной работы мышечной артикуляции, то есть из-за мышечного тонуса. ⠀
Возможно, папа Вани и не говорил до трёх лет, но не стоит ждать и надеяться, что ребёнок повторит его опыт, здесь лучше провести профилактические мероприятия. Для начала показать ребёнка специалисту, но никак не полагаться на слова бабушки.
Да, действительно, были и есть такие случаи, когда ребёнок не говорит до трёх или четырёх лет и вдруг начинает говорить развернутой речью. Но это крайне редкие ситуации.⠀
В основном, если ребёнок не говорит в два и три года, вы всё равно придёте к специалистам в три, в четыре или в пять лет, некоторые приходят в шесть прямо перед школой. И в этот момент у ребёнка каша во рту, у него будут нарушены 11 звуков, каждый из которых за 1 год он должен преодолеть. И звуки – это не одна сторона речи, все области будут нарушены, если у ребёнка имеются нарушения в речевом развитии.
Поэтому не стоит обращать внимание только на звукопроизношение, нужно оценивать проблему более детально и углублённо.
Третий миф.
«Это же мальчики – они все разговаривают позже».
Конечно, у мальчиков и девочек есть различия в физическом развитии, но не до такой степени, чтобы мозг ребёнка был организован сильно по-другому в зависимости от гендера.
Действительно, мальчики намного больше подвержены стрессам, поэтому они чаще рождаются со слабой нервной системой. Но не существует никаких отдельных рамок для мальчиков и девочек. Мы все развиваемся одинаково.
Поэтому, дорогие родители, не стоит верить в то, что все мальчики начинают говорить позже. Важно, чтобы любой ребёнок, вне зависимости от пола, развивался правильно и начал вовремя разговаривать.
Четвёртый миф.
«Это же девочка, ей в армию не идти, всё успеет».
Если до 18 лет по-прежнему присутствуют нарушения речевой функции, то это: нарушения коммуникации, а значит, человеку будет сложно построить отношения; также ему будет тяжело учиться, так как нарушения устной речи плавно переходят в письменную.
Это ярко выражается в период, когда дети идут в школу. И всё это большой труд, который ребёнок должен превозмогать, ощущая сильное влияние на своё психическое состояние и работу нервной системы. В результате мы будем воспитывать невротика.
Говорить о том, что она всё успеет? Дорогие родители, вы знаете, что всё хорошо вовремя. Самый благоприятный период развития речи происходит в возрасте от 0 до 3 лет.
Если что-то идёт не так, то мы сразу отправляемся к квалифицированному специалисту и ничего не ждём. Это очень важно для профилактики более тяжелых и сложных задержек в развитии.
И ещё раз напоминаю, что желательно первый раз показать ребёнка логопеду в возрасте от 1 до 1,5 лет.