Малыши-молчуны. Что делать?
Консультация для родителей неговорящих детей»
Логопед: О.Р.Авербах
Категория неговорящих детей очень распространенная. Это могут быть дети визуально и документально абсолютно здоровые, это могут быть дети с лёгкой неврологией, могут быть дети с ДЦП и другими нарушениями. Но объединяет их одно — апраксия.
Что же это за штука такая. Ребенок вроде бы ходит на своих двоих. Он абсолютно все понимает. Он контактен, эмоционален, с удовольствием ходит к логопеду на занятия и до определенного возраста неплохо взаимодействует с окружающими его при помощи театра мимики и жеста.
Свое неговорение дети с апраксией неосознанно стремятся компенсировать, и им это удается за счёт эмоциональности и прекрасного овладения неречевыми средствами общения — мимикой и жестами.
Конечно, при помощи жестов невозможно поделиться впечатлениями от понравившегося мультфильма, но существовать в быту вполне реально. Попросить пить, есть, гулять, купить машинку… Какое-то время ребенок обходится, и даже совершенно не переживает, что что-то не так. Лет до пяти максимум. Потом нарастает вторичная аутизация вследствие невозможности выразить себя, если работы не проводилось и дополнительных путей компенсации ребенку не предложили.
Но почему не говорит такой ребенок? Ведь он не молчит! Он произносит какие-то звуки! Какие-то дети даже все звуки произносят! И шипят, и рычат! Но при этом — ни единого слова…
Произносит — но случайно. Попроси — не повторит. Не вредничает — не может. Или повторит. Первый слог из слова. Дальше — снова не может. Что не так?
А не так — связь. Уха, мозга и рта.
Звук, который ребенок слышит, мозг не в состоянии проанализировать и дать верный сигнал органам артикуляции о том, какую позу принять, чтобы услышанное воспроизвести.
Прежде чем научиться говорить, грудной ребенок много раз услышит, считает глазами артикуляцию, попробует сам — и лишь потом произнесет звук и слово. По какой-то причине, этот процесс нашим ребенком не пройден вовремя. Поэтому слышит — и не знает, как. Произносит сам — и не контролирует произношение. Ухом не фиксирует. Мозгом не анализирует.
Значит, задача взрослых — сформировать эти процессы. Те, что в норме занимают микродоли секунды, а на этапе обучения займут часы. Учить контролировать артикуляцию и анализировать. Разобрать речь на составные кирпичики, изучить каждый, и построить из них речь.
Поэтому мы расскажем и покажем артикуляцию каждого звука. Научим органы артикуляции принимать определенные позы, научим глаза их видеть, а мозг — фиксировать.
Здоровому ребенку не нужно смотреть в зеркало, как артикулировать — нашему нужно. Ребенку с нарушениями только произношения мы сначала поправим звуки, и лишь на чистую речь «посадим» чтение и письмо, ребенка с апраксией сначала, возможно, научим читать, а потом говорить. И буква станет костылем. Тем, на что можно посмотреть, прежде чем поставить язык в нужное место.
Прежде чем идти к логопеду для запуска и развития речи малыша, сначала в домашних условиях протестируйте ребёнка на слабые стороны работы его мозга в развитии речи с помощью простых тестов.
- Похлопайте то у левого уха малыша, то у правого. Слышит ли ребёнок звуки. Да или нет?
- Попробуйте подуть с малышом на ватку, свечку, в соломинку в воде. Получается у малыша дуть? Да или нет?
- Прислушайтесь к тембру голоса вашего ребёнка. Слышите ли в его звуках тихую и громкую интонацию? Смеется ли ребёнок? Плачет с шумом? Да или нет?
- Знает ли ребёнок части лица? Может ли показать сам язык, губы, нос, глаза, брови и т.п.? Да или нет? Может ли сам двигать губами, языком?
- Присмотритесь, есть ли у ребёнка связь слово=действие. Если сказать ползи, то ползёт. Если сказать стоп, то останавливается. Посмотрите на реакцию ребёнка. Реагирует ли малыш на ваши слова своим действием? Да или нет?
- Умеет ли ребёнок плеваться? Удерживать воду во рту и булькать ей между щеками. Умеет ли полоскать горло? Да или нет?
Есть ли вы на все шесть пунктов ответили «да», но ребёнок всё равно молчит, значит, вам в первую очередь следует обратиться за консультацией к невропатологу. Если на какой-то пункт вы ответили «нет», значит чаще играйте с ребёнком в те игры, которые научат его тому, чего он ещё пока сам не умеет.
Не упустите возможность и попробуйте сами запустить речь Вашего малыша! Правда, надо этим активно заниматься с 9 месяцев! У Вас получится!