Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Малыши-молчуны. Что делать?

Малыши-молчуны. Что делать?
Консультация для родителей неговорящих детей»

Логопед: О.Р.Авербах

 

Категория неговорящих детей очень распространенная. Это могут быть дети визуально и документально абсолютно здоровые, это могут быть дети с лёгкой неврологией, могут быть дети с ДЦП и другими нарушениями. Но объединяет их одно — апраксия.

Что же это за штука такая. Ребенок вроде бы ходит на своих двоих. Он абсолютно все понимает. Он контактен, эмоционален, с удовольствием ходит к  логопеду на занятия и до определенного возраста неплохо взаимодействует с окружающими его  при помощи театра мимики и жеста.

Свое неговорение дети с апраксией неосознанно стремятся компенсировать, и им это удается за счёт эмоциональности и прекрасного овладения неречевыми средствами общения —  мимикой и жестами.

Конечно, при помощи жестов невозможно поделиться впечатлениями от понравившегося мультфильма, но существовать в быту вполне реально. Попросить пить, есть, гулять, купить машинку… Какое-то время ребенок обходится, и даже совершенно не переживает, что что-то не так. Лет до пяти максимум. Потом нарастает вторичная аутизация вследствие невозможности выразить себя, если работы не проводилось и дополнительных путей компенсации ребенку не предложили.

Но почему не говорит такой ребенок? Ведь он не молчит! Он произносит какие-то звуки! Какие-то дети даже все звуки произносят! И шипят, и рычат! Но при этом — ни единого слова…

Произносит — но случайно. Попроси — не повторит. Не вредничает — не может. Или повторит. Первый слог из слова. Дальше — снова не может. Что не так?

А не так — связь. Уха, мозга и рта.

Звук, который ребенок слышит, мозг не в состоянии проанализировать и дать верный сигнал органам артикуляции о том, какую позу принять, чтобы услышанное воспроизвести.

Прежде чем научиться говорить, грудной ребенок много раз услышит, считает глазами артикуляцию, попробует сам — и лишь потом произнесет звук и слово. По какой-то причине, этот процесс нашим ребенком не пройден вовремя. Поэтому слышит — и не знает, как. Произносит сам — и не контролирует произношение. Ухом не фиксирует. Мозгом не анализирует.

Значит, задача взрослых — сформировать эти процессы. Те, что в норме занимают микродоли секунды, а на этапе обучения займут часы. Учить контролировать артикуляцию и анализировать. Разобрать речь на составные кирпичики, изучить каждый, и построить из них речь.

Поэтому мы расскажем и покажем артикуляцию каждого звука. Научим органы артикуляции принимать определенные позы, научим глаза их видеть, а мозг — фиксировать.

Здоровому ребенку не нужно смотреть в зеркало, как артикулировать — нашему нужно. Ребенку с нарушениями только произношения мы сначала поправим звуки, и лишь на чистую речь «посадим» чтение и письмо,  ребенка с апраксией сначала, возможно, научим читать, а потом говорить. И буква станет костылем. Тем, на что можно посмотреть, прежде чем поставить язык в нужное место.

Прежде чем идти к логопеду для запуска и развития речи малыша, сначала в домашних условиях протестируйте ребёнка на слабые стороны работы его мозга в развитии речи с помощью простых тестов.

  1. Похлопайте то у левого уха малыша, то у правого. Слышит ли ребёнок звуки. Да или нет?
  2. Попробуйте подуть с малышом на ватку, свечку, в соломинку в воде. Получается у малыша дуть? Да или нет?
  3. Прислушайтесь к тембру голоса вашего ребёнка. Слышите ли в его звуках тихую и громкую интонацию? Смеется ли ребёнок? Плачет с шумом? Да или нет?
  4. Знает ли ребёнок части лица? Может ли показать сам язык, губы, нос, глаза, брови и т.п.? Да или нет? Может ли сам двигать губами, языком?
  5. Присмотритесь, есть ли у ребёнка связь слово=действие. Если сказать ползи, то ползёт. Если сказать стоп, то останавливается. Посмотрите на реакцию ребёнка. Реагирует ли малыш на ваши слова своим действием? Да или нет?
  6. Умеет ли ребёнок плеваться? Удерживать воду во рту и булькать ей между щеками. Умеет ли полоскать горло? Да или нет?

Есть ли вы на все шесть пунктов ответили «да», но ребёнок всё равно молчит, значит, вам в первую очередь следует обратиться за консультацией к невропатологу. Если на какой-то пункт вы ответили «нет», значит чаще играйте с ребёнком в те игры, которые научат его тому, чего он ещё пока сам не умеет.

Не упустите возможность и попробуйте сами запустить речь Вашего малыша! Правда, надо  этим активно заниматься с  9 месяцев! У Вас получится!

Дата обновления страницы: 19.12.2021

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122