Воспитатель: Адышкина И.В.
Еще несколько лет назад главными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка и слушание сказок. Конечно, дети смотрели мультфильмы, по вечерам обязательные «Спокойной ночи, малыши», по выходным «В гостях у сказки». Время просмотра составляло в среднем 3–5 часов в неделю, то есть 5% свободного времени, или те самые 30 минут в день, которые официально разрешены дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения. Мультфильм или детский фильм был для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием. Сегодня ситуация резко изменилась.
Одним из самых востребованных занятий на сегодня является просмотр телевизора. По данным социологов, время, проведенное около телевизора или компьютера, составляет от 20 до 40% всего свободного времени ребенка, и в основном оно посвящено просмотру современных мультфильмов. По данным ЮНЕСКО, современные дошкольники 3–6 лет заняты просмотром телевизора и в частности мультфильмов в среднем 3–4 часа в день, около 25 часов в неделю. Это на порядок превосходит время их общения со сверстниками и взрослыми.
Каковы причины этих изменений и что делает телевизор столь привлекательным для ребенка? Для начала нужно отметить несколько серьезных изменений социально-педагогического характера.
Мультфильмы и программы для детей также все чаще имеют образовательный характер. Родители выражают заинтересованность и согласие на то, чтобы ребенок провел с пользой время у экрана или просто отдохнул.
Огромный рост популярности видеопросмотров на домашних DVD-проигрывателях, а также просмотров в режиме онлайн объясняется простотой и доступностью этого занятия для подавляющего числа семей.
Еще одна реалия современности – посещение дошкольниками кинотеатров, оборудованных современными звуковыми и зрительными спецэффектами, с целью просмотра полнометражных мультфильмов и фильмов, длительностью около 1,5 часа. Таким образом, ребенок-дошкольник большую часть свободного времени проводит у экрана. Как ни странно, настоящим спасением от обилия экранного времени является обычный детский сад, где пока еще нет телевизоров и специально отведенного времени на просмотр.
Но наряду с увеличением ТВ-времени кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дети дошкольного возраста.
Качество и содержание большинства отечественных кинопродуктов для детей в ХХ веке отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержали адекватный возрасту и пониманию ребенка материал, который мог быть легко перенесен в сюжеты детских игр, а герои – стать достойным образцом для подражания. Художественное исполнение и музыкальное сопровождение до сих пор вызывают восхищение.
Что же несут в себе сегодня популярные западные мультфильмы, в основном американские и японские? Что смотрят наши дети, и каким героям хотят подражать?
Сегодняшняя индустрия фильмов для детей характеризуется следующими особенностями.
«Картинка» должна быть яркой, красивой, поражающей. Общий видеоряд мультфильма призван поразить восприятие и воображение зрителя. Над этим трудится целая отрасль специалистов. Общий фон, красота природы или ее ужас, образы ультрасовременной техники, внешний вид героев и действующих лиц стремятся к совершенству. Часто красивая «картинка» буквально спасает мультфильм от примитивности сюжета и персонажей. Иногда она оказывается слишком навязчивой, вычурной, чтобы в нее поверили. Но в любом случае она оказывает интенсивное воздействие на все органы чувств ребенка, особенно если действие происходит на большом экране.
«Картинка» должна быть динамичной. Действия и события в мультфильме разворачиваются с огромной скоростью, что в принципе отражает реалии современности – принципиальное ускорение ритма жизни. Герои быстро двигаются, много бегают, прыгают, летают. Кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей восприятия. Все «мелькает, наезжает, исчезает, взрывается и дымится». Применяется масса спецэффектов и технических приемов. Завязка, кульминация и развязка настолько плотно скомпонованы, что у ребенка зачастую не остается времени на переживание, прочувствование, а иногда и понимание, запоминание происходящего.
Особенности аудиоряда:
События на экране излишне перегружены речевым сопровождением. Герои постоянно произносят длинные монологи, комментируют малейшее событие или поворот сюжета, свои мысли и обсуждают поступки других. Очень часто используется технический прием, когда крупно показан рот персонажа или лицо, это привлекает внимание и заставляет длительно удерживать его. Однако при этом сама речь персонажей бедна и однотипна. Речь героя, персонажа всегда отражает богатство внутреннего мира человека. Речь современных супергероев и их окружения в целом примитивна, проста и полна жаргонизмов. Следует отметить, что содержание произносимого зачастую непонятно детям, не воспринимается и не усваивается, так как дошкольники в большей степени воспринимают движение, образы и эмоциональные компоненты, нежели обильный вербальный контекст.
Эмоциональные проявления героев (удивление, сожаление, восторг) часто выражены звуками, находящимися на грани приличия. В целом, обилие речи и качество озвучания оказывает утомляющий эффект на слуховую систему.
Характеристики современных мультфильмов:
Сюжет легкий и развлекательный. У людей множество ежедневных проблем, в кинотеатр и к телевизору они идут отдыхать. Поэтому предлагаемый сюжет обычно легкий, развлекательного характера, с элементами юмора и счастливым концом.
Герои современных мультфильмов обладают какими-то сверхвозможностями, в разных вариациях имеют приставку «супер». Это, пожалуй, их главная характеристика. Они должны быть лучше: лучше других, лучше самых лучших и так далее. Эта тенденция порождает несколько феноменов: постоянной потребности в сравнении с другими, поиска возможностей превзойти других, феномен чувства превосходства или собственной неполноценности. Характер современных героев достаточно примитивен. По меткому выражению одного из режиссеров, «Кино-то сегодня объемное, а вот характеры плоские». Герои действуют достаточно стереотипно, их поступки предсказуемы, чувства и отношения поверхностны.
Множество современных мультфильмов имеют четко выраженную гендерную адресацию: мультфильмы для девочек и мультфильмы для мальчиков. В дошкольном возрасте такое разделение не имеет серьезной развивающей задачи и уместно в более старшем возрасте. Такая гендерная спецификация приводит к разобщенности в играх с игрушками – девочки с модными куклами (Барби, Винкс), мальчики с супергероями (Бетмен, Спайдермен, Черепашки-ниндзя). Мультфильмов, ориентированных на зрителей обоих полов, существенно меньше.
Результаты наблюдений и опросов родителей показали, что после просмотров полнометражных современных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться как симптомами усталости – снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др., так и симптомами перевозбуждения – сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна, агрессивные реакции.
Теперь давайте посмотрим, что остается у ребенка после просмотра. В Центре изучения игры и игрушки (МГППУ, Москва) было проведено исследование особенностей игры детей по мотивам просмотра современных мультфильмов. В исследовании приняли участие около 80 детей 5–7 лет.
На предложение «поиграть в мультфильм или в героя» дошкольники часто оказываются растерянными, так как не могут воспроизвести ни сюжетной линии, ни перевоплотиться в понравившегося героя. В игре отражаются лишь внешние характеристики – движения, перемещения, типичные возгласы. Например, на предложение поиграть в Смешариков, дети в течение получаса подкидывали в воздух плюшевые фигурки главных героев, перекидывались друг с другом, прыгали с ними по полу и даже играли ими в футбол. Игра в песика Вольта содержала много высказываний «Я всесильный, я всех спасаю», также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопания крылышками и перемещения кукол в пространстве, их переодевания.
Сюжеты современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку-героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или модной куклой, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям, некоторое время крутит в руках и теряет к ней интерес. В лучшем случае, умеющий хорошо играть ребенок просто даст возможность модной игрушке жить полноценной «человеческой» жизнью – общаться, питаться, гулять, играть и спать.
Итак, опросы, беседы и наблюдения за детьми дошкольного возраста показали, что просмотр мультфильмов остается некоторой «вещью в себе», просмотром ради просмотра. Увиденное и услышанное не становится материалом для переживания, прочувствования, осмысления и, в конце концов, интериоризации – присвоения культурного опыта.
Подводя итоги, можно утверждать, что этот вид деятельности дошкольника не несет в себе особого содержательного наполнения и развивающего значения. Психологами и медиками накоплен достаточно большой фактический материал об отрицательном влиянии частого просмотра низкокачественных детских медиапродуктов:
- перевозбуждение, расторможенность, агрессия, утомление, нарушения зрения, внимания, дефицит движения, нарушение обмена веществ и даже избыточный вес и многое другое.
Специалистов в области детства беспокоит, что данное занятие имеет столь широкое распространение, стимулируется рынком и поощряется родителями. Психологи озабочены, в частности, тем, что на просмотр мультфильмов тратится столь ценное время, отведенное на истинно нужную и важную деятельность, ведущую в дошкольном возрасте, – игру. Возрастание времени просмотра детьми и низкое качество предлагаемых видеопродуктов по-новому ставит вопрос о необходимости более тщательного изучения данной проблемы. Качественный анализ мультфильмов для детей, рекомендации по их выбору и их возрастной адресации помогут сориентироваться родителям и специалистам в огромной массе видеопродукции для детей. Для решения этих задач необходима разработка критериев экспертизы кино- и мультипликационной продукции для детей.
Литература
1. Собкин В.С. Казначеева К.Н. Иванова А.И. Дошкольник у телеэкрана: мнение родителей. Социология образования. Труды по социологии образования. Т.14 выпуск 24 с. 83-95 Москва. ИСО РАО. 2010
2. Cмирнова Е.О. Ребенок у экрана. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей. М. Дрофа. с. 252-261. 2006