Консультация для родителей и педагогов (1- ая часть).
Логопед:О.Р. Авербах
Современные родители часто сами начинают учить своих детей читать. И многие сталкиваются с трудностями…. И вокруг так много букварей, пособий, азбук — как во всем этом ориентироваться? Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалось бы, что сложного в том, чтобы отличить «А» от «Е»? Но вопрос «Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?» — один из самых популярных у родителей.
В своей многолетней практике я придерживаюсь апробированных методик и правил обучения детей чтению, которые работают прекрасно.
- Говорим, как слышим. При знакомстве с буквой называем не ее «официальное» название (эм, бэ), а тот звук, который она обозначает (м,б). Иначе мы рискуем получить каотэ вместо кот и замедлить обучение в целом.
- Буквы изучаем только в их печатном варианте. Давая задания ребенку, лучше говорить «напечатай», а не напиши – чтобы потом он не путал прописные и печатные буквы.
- Буквы – отдельно, картинки – отдельно. В азбуке рядом с буквой чаще всего идет картинка, скажем, А-арбуз, Б-барабан и т.д. Этого быть не должно! Рисунки, во-первых, отвлекают зрительное внимание малыша, а во-вторых, могут привести к тому, что буква А будет ассоциироваться только с арбузом и ни с чем больше.
- Учим детей правильно держать карандаш или ручку — сразу научить правильно легче, чем потом переучивать.
- Информацию из внешнего мира мы получаем через зрение, слух и осязание. Старайтесь, чтобы во время занятия были задействованы все эти виды деятельности.
- Для письменных заданий используем тетрадь в клетку, при этом обращайте внимание ребенка, что каждая буква пишется в своем «домике» — клеточке.
- Повесьте на стену магнитную доску и вывешивайте на нее изученные буквы Так они будут все время на виду, а значит, легче запомнятся. В перерывах между занятиями на доске можно составлять и читать слоги и слова.
- Не стоит торопиться и стараться пройти одну букву за один день, даже если Вам кажется, что ребенок давно все знает и умеет. Лучше несколько раз повторить начальный материал, чем потом «застопориться» на этапе беглого чтения.
На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её.
Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта, и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты. Вероятно, причины этого достаточно серьезные.
Недостаточная переработка зрительной информации
- Недостаточность зрительного восприятия.
В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.
- Зрительно-пространственная несформированность.
Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться, и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.
- Недостаточное развитие зрительной памяти
Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.
В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.
Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго.
Если ребенок сталкивается с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.
Как мы, взрослые, можем помочь ребёнку?
Об этом Вы узнаете во второй части консультации.