Консультация для родителей,
дети которых начали знакомиться со звуками речи.
Учитель-логопед:
О.Р.Авербах
Звуковой анализ слов большинству детей дается с большим трудом. Причин этому много. И дело не только в возрасте, хотя на сегодняшний день и этот фактор считается не маловажным.
Конечно, сложно разобраться в таких понятиях, как «гласный», «согласный» звук, а тут еще и нужно узнавать и различать твердые и мягкие, звонкие и глухие! Что же делать? Конечно же, играть!!
Но играть целенаправленно, регулярно и систематично! Только тогда будет результат.
На занятиях мы не начинаем сразу с гласных и согласных звуков. Сначала необходимо обратить внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д.
На этом этапе, мы играем: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет ребёнок может потрогать, пошуметь с ним, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом игрушки прячем за ширму и начинаем угадывать.
Приходим к совместному выводу, что все предметы сделаны из разных материалов, поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…
А вот из чего «сделаны» слова, которые мы произносим?
Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
И звуки человеческой речи разные. Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».
Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные).
Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот.
Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.
Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными кружочками или даже забавными человечками. Нам потребуются «фишки» красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от лимонада, мозаику, мячики, бусины, пуговицы, конструктор.
Очень важный момент!
Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих). Это называется – тренировка фонематического слуха.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и посмотреть себя в зеркало.
Будьте уверены, ребенок найдет разгадку и научится различать звуки. И только потом можно обозначать звуки значками – буквами.