Поводом для данной консультации стало фронтальное коррекционное занятие в старшей группе компенсирующей направленности.
Речь пойдет о предлогах (маленьких словах), а точнее, о том, как научить детей не только понимать, но и правильно употреблять их в собственной речи.
Подробно обследуя речевое развитие детей среднего возраста, каждый раз обращаешь внимание на то, что дети либо совсем пропускают такие слова в речи, либо используют их неправильно, не по назначению.
Родители, чаще всего, не обращают на такие «мелочи» внимание, а в детских садах, к большому сожалению, сложилась практика, что это работа логопеда и воспитателей коррекционных групп.
На практике, если разбираться, как с ребенком занимаются, то получается следующая картина: ему показывают карточки с предлогами несколько раз, ребенок послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может. Или с ребенком поиграли несколько раз, например, с машинкой и гаражом: показали ему машинку ЗА гаражом, В гараже, ПЕРЕД гаражом и т.д. Но к какому-то значимому эффекту это не привело – ребенок продолжает путать предлоги или не использует их совсем.
Давайте разберемся, что должно быть сформировано у ребенка для эффективного изучения предлогов и как именно с ним их надо изучать, если есть необходимость.
Обратите внимание: умение слышать, понимать предлоги как отношения между предметами и умение проговаривать предлоги, использовать их в речи – два разных навыка!
У детей без выраженных особенностей развития можно проводить работу параллельно: учить проговаривать предлог в речи и понимать его значение.
Важно помнить, что для понимания значения предлога и для формирования его в речи должна быть сформирована определенная база: иначе говоря, бесполезно работать над тем, чтобы ребенок начал использовать в речи предлоги, если у него нет грамматических категорий совсем.
Если есть желание выяснить, готов ли именно ваш ребенок к изучению предлогов, проконсультируйтесь у логопеда.
Если такой возможности нет, обратите внимание на следующие признаки: хорошо ли ребенок различает звуки речи на слух – сможет ли он выделить предлог из речевого потока, услышать его? Сформирована ли у него уже определенная грамматическая база: использует ли он падежные окончания? И, как правило, к этому моменту уже сформирована категория числа существительных.
Сформированы ли у него начальные пространственные представления?
Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не понимает «вверху», «внизу» «впереди», «сзади» и т.д., то и использовать предлоги в речи ребенок не сможет.
Предлоги обычно делят на следующие категории:
Простые: в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за (со значением местоположения)
Сложные: из-за, из-под, предлоги из списка простых, но в других значениях.
В дошкольном возрасте работу начинают с простых предлогов, потом переходят к сложным.
Сначала изучается один предлог, в одном значении! Не берите сразу много, не старайтесь показать сразу все пространственные отношения. Тренируйте понимание и использование одного предлога, потом другого, затем проводите дифференциацию.
И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений.
В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить один предлог около 60 раз.
Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все-таки на большое количество проб.
Например, мы играем с кубиками, матрешкой. И другой вариант игры — со столовыми приборами: стакан, тарелка, ложка;
-прятали матрешку (кубик), используя предлоги за, под, над, причем ответ нужно проговаривать полной фразой: «Матрешка спряталась за кубиком. Матрешка вышла из-за кубика. Ложка находится в стакане. Ложку достали из стакана. Тарелка под стаканом. Тарелку взяли из-под стакана».
Детям до 5 лет НЕЖЕЛАТЕЛЬНО давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Это значит, что допустимо в возрасте с 3 до 5 лет изучать предлоги по различным картинкам, но ЛУЧШЕ изучать предлоги непосредственно в пространстве, которое окружает ребенка.
НЕ ЖДИТЕ И НЕ НАДЕЙТЕСЬ,
ЧТО ВСЕ ПРИДЕТ СО ВРЕМЕНЕМ САМО СОБОЙ.
МОЖНО ОПОЗДАТЬ С РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА И НАДОЛГО.