Учитель-логопед: О.Р. Авербах
Педагоги, работающие детьми в логопедических группах, с уверенностью могут сказать, что математические представления у таких детей отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счета, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако, их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры.
Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях и отношениях между величинами и осложняет переход к умственной форме выполнения действий.
В современной педагогике учителя начальных классов и воспитатели детских садов образовали два противоположных лагеря. Одни категорически против использования при обучении счету пальцев ребенка, другие – всеми руками за. Опасения первых заключаются в том, что прием счета на пальцах тормозит умственную деятельность.
Так происходит или нет мыслительная деятельность во время счета на пальцах? Что происходит, когда ребенок учится считать на пальцах?
Пока мышление ребенка наглядно – действенное или наглядно – образное, пальцы рук помогают ему осмыслить процесс счета. Руки становятся одним из вариантов счетного материала, но более совершенного вида.
При этом выполняется не только пальчиковая гимнастика, но и действует очень важный психологический фактор: другой счетный материал невозможно взять на прогулку, в автобус, магазин, а пальцы всегда с тобой! У ребенка появляется возможность ими воспользоваться где угодно, в любых условиях. А значит, он будет прибегать к счету все чаще и без помощи взрослого. Постепенно от наглядно – образного мышления ребенок переходит к абстрактному мышлению. В какой – то момент дошкольник вдруг обнаруживает, что наглядность для него становится лишней, быстрее все посчитать в уме. Он все меньше и меньше пользуется пальцами – подсказками.
Этот переход происходит индивидуально в разные временные сроки, время формирования навыков счета тоже у каждого свое.
Счет на пальцах, в первую очередь, это моделирование решения задач с помощью отвлеченных предметов. Это в значительной мере и есть умственная деятельность.
Счет на пальцах, в конечном итоге, не основной способ счета, а вспомогательный. Постепенно те дети, которые овладевают базовыми навыками счета, когда им удобно, уходят от пальцевого представления. Но далеко не все педагоги поддерживают счет на пальцах, считая его вредной привычкой.
Если вы знакомы с возрастными психологическими особенностями детей, то вам становится понятно, что ребенок продолжает считать на пальцах и в первом классе, а может быть и далее не потому, что его учили именно так считать, а потому, что ему мешает что – то сделать тот скачок – переход к счету в уме. И это, прежде всего, физиологическая незрелость самого ребенка.
Чтобы ребенок начал считать в устной форме, он должен больше считать на пальцах!Если же педагог запрещает ему использовать руки для счета, то процесс может затянуться надолго – ведь не отработав предыдущий этап, перескакивать на следующий невероятно трудно! Остается единственный выход – тренироваться и ждать.
Запрещать ребенку вычислять на пальцах не только бессмысленно, но и чрезвычайно вредно. Давайте не будем забывать об этом.
В данной статье использованы материалы https://www.babyblog.ru/user/Alveary/3006979