Воспитатель: Одинцова К.В.
Похвала и порицание, две стороны одной медали.
В первую очередь родители не должны быть нянями, кормильцами, охранниками, а профессиональными педагогами. Они должны знать основы воспитания ребенка. А самой важной основой в педагогике является баланс похвалы и порицания.
Родители, которые умело, используют два этих принципа, в состоянии вырастить ответственного и счастливого человека. А если они будут бездумно ругать ребенка, и не к месту его хвалить, вполне возможно, что во взрослую жизнь войдет внушаемый и неуверенный в себе социофоб.
Похвала и порицание – две стороны одной медали, поэтому их применения схожи.
Похвала.
Доносить до ребенка послания со знаком «плюс» следует по правилам. Похвала должна побуждать его совершать действия как можно лучше. Общеизвестное и, вместе с тем, тотально игнорируемое правило, говорит о том, что родителям нужно оценивать не самого малыша, а его поступки.
Так, например, говоря о рисунке, который только что создал юный художник, стоит использовать фразы типа «ты отлично справился», «тебе удалось». Нельзя говорить ребенку: «Ты молодец» или «Ты такой умничка».
Родители должны делать акцент на том, что малышу удались те или иные действия. Если это не будет происходить, повзрослевший ребенок будет ожидать похвалу в свой адрес от других людей.
Не услышав «хвалебных» слов, он попросту не станет продолжать начатое дело. В конечном итоге такое поведение приведет к тому, что из ребенка вырастет человек, не способный доводить начатое до логического конца, и ему будет сложно строить отношения в коллективе, завоевывать доверие и уважение.
Хвалить ребенка следует за одно и тоже. Если в одной ситуации его похвалят за то, что измазался кремом от пирожного, а в другой станут ругать, ребенок просто не поймет реакцию взрослых на один и тот же поступок. Именно поэтому, не следует поощрять улыбкой или словом действия малыша, которые могут веселить в присутствии гостей, а в обычной обстановке окажутся поводом для порицания.
Лучше объяснить ребенку, что такой поступок не позволителен, а родителям неловко от такого его поведения.
Не стоит использовать для похвалы превосходную степень. Слишком сильное проявление восторга может сказаться на поведении ребенка негативным образом. С четырехлетнего возраста для детей становится важным мнение сверстников. Но у «звездных» ребят, как правило, отношения складываются не очень легко.
Ребенок начинает ожидать одобрения своих действий, но чаще их не получает. Тогда появляется другая крайность – помыкание сверстниками. Кроме этого, ребенка может ждать разочарование: если постоянно сравнивать себя с другими, то всегда найдется человек гораздо сильнее и умнее (это, кстати, касается и взрослых).
Порицание (наказание).
Ругать ребенка тоже надо правильно. Не следует порицать его самого, как и в случае с похвалой, должны оцениваться поступки.
Какие же наказания педагогически допустимы?
- Отрицательная оценка определенных действий и поступков ребенка: укоризненный взгляд, короткое замечание, упрек.
- Временное запрещение заниматься любимым делом. Например, отказаться от предлагаемой помощи, запрещение общения с любимым товарищем.
- Отмена или отсрочка исполнения обещания, отказ выполнить просьбу.
- Метод естественных последствий (насорил – убери, разлил воду – вытри).
Но в практике семейного наказания некоторые родители используют и такие методы, которые наносят серьезный урон становлению детской психики.
Во – первых, нельзя наказывать детей трудом, следствием которого является возникновение у ребят отрицательного отношения к труду.
Во – вторых, недопустимо использовать запугивание и угрозы: «Отдам Бабе-Яге», «Выброшу на улицу».
В – третьих, недопустимы все виды телесных наказаний, вплоть до самых мягких шлепков и «ласковых подзатыльников».
Вред физических наказаний, прежде всего, в том, что применение их ведет к перевозбуждению нервной системы, калечит ребенка духовно, превращает его в озлобленного и апатичного человек, порождает в детях страх, трусость, лживость.
Ни в коем случае нельзя говорить ребенку «ты глупый», «ты неумелый», «ты плохой». Услышав такое от самого авторитетного человека в их жизни, они навсегда запомнят эти слова и воспримут как руководство ко всей своей будущей жизни. Даже во взрослом возрасте их подсознание будет доказывать самому себе и родителям, что он «глупый» и «плохой».
Корни очень, очень многих проблем идут из этого. Мы каждый раз будем сдерживать себя и заменять готовое вот-вот сорваться с уст «ты глупый» на «ты поступил глупо», а «ты плохой» на «ты поступил плохо».
Такое, казалось бы, совсем минимальное исправление, поистине творит чудеса. Мы меняем контекст с «ты плохой, а, следовательно, я тебя не люблю» на «ты поступил плохо, но я тебя люблю и очень надеюсь, что ты исправишься, и впредь не будешь так поступать». Мы также программируем ребенка этой фразой, но уже на хорошее.
Когда нам хочется поругаться, стоит помнить что родителям не стоит взваливать на ребенка вину за плохое самочувствие или плохое настроение. Детям сложно понять, почему мама, вернувшись с работы, в один день играет с ними и веселится, а в другой – хмурая и строгая.
Если у взрослых возникают какие-либо проблемы, они должны сказать об этом ребенку в доступной для него форме. Например, рассказав ему историю о его любимом зайчике, которого иногда приходится лечить. Вот так и с мамой сегодня случилось, поэтому надо вести себя немного тише, чем обычно.
Дети все чувствуют и воспринимают буквально. Задача взрослых – найти правильные слова и подход. Только так можно добиться взаимопонимания и уважения друг к другу.
Поэтому чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.
Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания – уважения к личности ребенка в состоянии с разумной требовательностью к нему. В воспитании не должно быть места необдуманным запретам.
Успехов вам, уважаемые родители!