Консультация для родителей и педагогов
Учитель-логопед:
О.Р.Авербах
«Причина плохого почерка – современная шариковая ручка. Вот перышком писали, совсем другой почерк был». Как оказалось, это миф, набирающий все большую популярность.
Действительно, при письме чернильными ручками у многих (но далеко не у всех) детей почерк был лучше.
Но дело не в ручке, а в скорости письма, чернильная ручка ограничивала ритм и темп письма, просто не позволяла увеличивать скорость письма так, как это происходит сейчас на начальных этапах обучения. Невозможно было писать постоянно, не останавливаясь: нужно было макать перо в чернила буквально после каждой буквы.
Перо не имеет возможности скользить по бумаге без длительного отрыва, чем кардинально и отличается от современной шариковой ручки. При письме пером требовалось обмакивание в чернила – следовательно, отрыв.
Обучая письменной речи, неукоснительно требовалось каллиграфическое начертание букв и здесь письмо с отрывом руки имеет ряд преимуществ перед безотрывным письмом: это возможность более аккуратно порисовать элемент, правильно расположив его в пространстве (наклон, длина линии относительно строки).
Это достигается за счет паузы во время отрыва, которая дает возможность снять напряжение с руки, что очень важно также и в период обучения письму.
Именно медленный темп позволял лучше формировать навык. Если при письме шариковой ручкой соблюдать это условие, результат будет не хуже. Значит, дело не в перьевой ручке, а в темпе. На самом первом этапе обучения письму очень важно давать ребенку писать медленно.
Процесс письма пером намного сложнее. Те красивые фотографии тетрадей пятидесятых годов с идеальными буквами – случаи единичные. Большинство же ребят того времени с трудом могли соблюсти все требования учителей.
Письмо – самый сложный вид деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев, которыми мы пользуемся при письме, находятся нервные клетки, наиболее связанные с мозгом.
Активизируя их, мы развиваем нашу речь, мышление, внимание и при этом формируем такие черты характера, как терпение, аккуратность, точность.
Перо обладает трехмерной графикой движения в пространстве.
Шариковая же ручка очень коварный инструмент! Через шарик наше построение текста сплющивается в двухмерном пространстве, уплощая и сознание.
При письме шариковой ручкой не происходит активизации мозга (на неё надо давить), усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.
Сначала закрепощаются эти три пальца, затем зажимается вся рука, а потом и мозг… Где зажато, там нет проходимости, где нет проходимости – там возникает болезнь.
Никаких сложностей не возникает у ребёнка, если ему до 7 лет не давали писать шариковой ручкой, а прививали любовь к рисованию через ОСТРОКОНЕЧНУЮ КИСТЬ (БЕЛКУ) и ШИРОКОКОНЕЧНУЮ ПЛОСКУЮ СИНТЕТИКУ №4-8, ширококонечные перья и цветные акварельные карандашики.
Почему надо начинать с кисти? Именно она помогает ребёнку впервые провести осознанный след на бумаге, такой разнообразный, пульсирующий, привлекающий внимание!
Сколько ощущений испытывает малыш! Потом мелки, сухая квадратная пастель. У этих детей не возникает проблем с дефицитом внимания. Они ещё только увидели мелки, уже огонёк в глазках загорается, и мчатся творить.
Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки. Проблема плохого почерка состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.
Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:
— различные техники рисования,
— штриховка,
— рисование фигуры по точкам,
— лепка,
— игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).
При подготовке к школе специалисты советуют уделять больше внимания именно рисованию цветными карандашами, лепке и штриховке, а не самостоятельному освоению чистописания. Эти занятия помогут укрепить детскую ручку и быстрее освоить красивое письмо.
В данной статье использованы материалы https://vk.com/wall-137923156_3935