Учитель-логопед:
О.Р.Авербах
Для родителей детей младшего дошкольного возраста прошло очень важное мероприятие по охране и укреплению здоровья детей.
Если обратиться к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то здоровье – это «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье –это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.
Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить детям высокий уровень реального здоровья, вооружив их багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них культуру здоровья.
В логопедических группах мы уже давно и весьма успешно используем следующие здоровьесберегающие технологии:
Артикуляционная гимнастика:
— улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
— улучшает подвижность артикуляционных органов;
— укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк;
— уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика.
— закрепляет навыки диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).
-развивает силу, плавность, длительность выдоха.
Пальчиковая гимнастика и самомассаж кистей рук.
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»;
-этот вид деятельности способствует раннему речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков;
-развивая пальчики ребенка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью.
Зрительная гимнастика используется:
— для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз,
— для укрепления мышц глаз,
— для улучшения аккомодации (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Биоэнергопластика –соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
— ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Кинезиологические упражнения
— направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.
Проводимая нами работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
• способствует повышению речевой активности;
• развивает речевые умения и навыки;
• снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
• активизирует познавательный интерес;
• улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.