«Развитие речи детей через музыку»
(консультация для родителей)
Музыкальный руководитель: Попова Н.П.
Речь и музыка
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей, так как структура каждого музыкального занятия включает в себя разные виды музыкальной деятельности ( пение, слушание музыки, музыкально-ритмические упражнения, пальчиковые игры, логоритмические упражнения)
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках
(например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.).
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.
Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения, а также развивает память детей.
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка
Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью.
Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Речь и пальчиковые игры
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни.
Программа по музыкальному воспитанию детей рекомендует проводить пальчиковые игры на музыкальном занятии, что мы и делаем.
Виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.
Виды пальчиковой гимнастики:
1. Игры-манипуляции:
«Ладушки — ладушки» — дети ритмично хлопают в ладоши,
«Сорока — белобока» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» — ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Домик» — изучаем части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка,(потрогать щечки)
Потолок,(потрогать лобик)
Две ступеньки,(прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок!(нажать на носик)
Речь и движение
Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.
Любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и все психические процессы.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Музыкально – дидактические игры и упражнения —Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах , глядя на ритмическую карточку. Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков.(Игра «Сыграй-ка»,«Ритмические кубики», «Сложи словечко»).
Речь и логоритмика
На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности
Слушание музыки —После прослушивания произведения мы проводим беседу о характере и содержании музыки, стараемся стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаем детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер.
Пение —Например, при невнятном произношении, «проглатывание» окончаний слов (особенно согласных) используем прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
Музыкально-дидактические игры —Для развития фонетико-фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу»
Е. Тиличеевой и др.
Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
Речь и музыкально-дидактические игры
Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память.
Для этого провожу разные игры. Например,
«Угадай, что звучит»
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Показываю детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называю их и прошу повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, предлагаю послушать, как они звучат: играю на барабане, звеню колокольчиком, стучу по столу молоточком; еще раз называю игрушки. Потом он устанавливаю ширму и за ней воспроизвожу звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашиваю детей. Дети отвечают, и снова звеню колокольчиком, стучу молоточком и т.д. При этом слежу за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Дорогие родители!
- Эмоционально общайтесь с ребёнком с момента рождения.
- Создавайте условия для общения с другими детьми.
- Пойте с вашими детьми.
- Рассказывайте стихи руками.
- Двигайтесь вместе с ними под любую музыку.
- Музицируйте на детских музыкальных инструментах.
- Поощряйте ребёнка, когда он сам двигается и поёт, услышав песню!
Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».