Педагог-психолог. Попова Н.П.
Внимание – один из самых важных психических процессов. Для того, чтобы ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание детей.
- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
- Развивая внимание ребёнка, не давите и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
«Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!»- шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.
«Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу»- предлагает мама сыну при переходе улицы.
«Будь внимательнее!»- эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде.
На первый взгляд это поучения-нравоучения, ведь взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого. То есть, ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.
Взрослый может объяснить, что такое внимательность и внимание в целом. Но не ребенок.
Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.
Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.
- Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если ребенку сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, он будет проговаривать вслух план выполняемых действий.
- По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.
- В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.
- Подталкивайте на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
- Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.
- Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.
Существует большое количество интересных игр, развивающих детских книг и тетрадей, статей в журналах и социальных сетях, где можно подобрать материал, способствующий развитию внимания.
Вот некоторые из них:
1.Игра на развитие наблюдательности.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и найти на ней, например, все цветочки. А чтобы удобнее было искать, сердцевинки можно раскрасить.
Тут же можно посчитать бабочек, которые спрятались между цветами и так и просятся быть раскрашенными. А на соседней картинке можно поискать домашних животных, которые прячутся друг за друга.
А еще обратить внимание на то, что там есть и птицы.
Подобные картинки можно сделать самостоятельно, а еще лучше – вместе с ребенком, чтобы он не просто пытался по отдельным элементам определить, кто есть на картинке, но и сам четко представлял, как получается такая путаница.
2.Игра на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.
Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть пару похожих картинок и найти в них отличия. А чтобы отличия не повторились, их можно раскрасить.
Количество отличий, предлагаемых на данных картинках зависит в первую очередь от возраста ребенка.
3.Игра на развитие объема внимания.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем убирает ее. После этого он задает ребенку вопросы по сюжету картинки. Например
- Расскажи, что нарисовано на картинке?
- Кто спит в кроватке?
- Что находится под кроваткой?
- Какое одеяло у мышонка?
- Что видно за окошком?
- Какое время су ток нарисовано на картинке? Как ты догадался?
Конечно, задаваемые вопросы так же зависят в первую очередь от возраста ребенка, его общей осведомленности и предлагаемой ребенку картинки.
4.Игра на развитие концентрации внимания.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем предлагает поискать:
- — все предметы, которые имеют круглую форму;
- — все предметы, которые имеют квадратную форму;
- — все предметы, которые имеют треугольную форму;
- — все предметы, которые имеют прямоугольную форму.
Для удобства нахождения предметов заданной формы, их так же можно раскрашивать в процессе выполнения задания.
5.Игра на развитие слухового внимания.
Взрослый подбирает несколько игрушек, которые могут издавать звуки: звон, шум, мелодию, шорох и т.п. Спрятав игрушки за ширму или за спину, предлагает ребенку послушать как «звучит» игрушка. После этого задает вопросы:
- На что похож звук?
- С чем его можно сравнить?
- Какая именно игрушка так «звучит»?
- Что еще в нашей жизни может так «звучать»?
В качестве «звучащего» предмета не обязательно брать игрушки,
6.Игра на развитие внимательности и наблюдательности.
Взрослый во время любого действия: во время игры, во время прогулки, во время посещения магазина и т.п. предлагает ребенку остановить свои действия и, закрыв глаза:
- — описать все то, что находится за спиной ребенка в этот момент;
- — вспомнить, во что он одет и какого цвета его одежда;
- — описать тот предмет, который только что «прозвучал»;
- — описать, во что был одет воспитатель в группе, на прогулке и т.п.
Конечно, данные игры не будут для взрослого единственно верным способом решения проблемы по развитию внимания ребенка. Не следует забывать о том, что все, что окружает ребенка может и должно способствовать развитию его внимания. Залог этого развития – желание и фантазия взрослых, окружающих ребенка. Здорово, если ребенок с помощью взрослого поймет это уже в детстве.
Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.
Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!