Консультация 12 «Развитие связной речи»
Учитель-логопед: Н. В. Федосеева
Убедившись, что понимание речи и пассивный словарный запас ребенка соответствует его возрасту, можно уделить больше внимания развитию экспрессивной речи. О том, что делать, если ребенок уже достаточно «понимает», но «не говорит», мы рассмотрим в следующей консультации. Здесь остановимся на случаях, когда у ребенка присутствует экспрессивная речь.
Что же такое связная речь? Это развернутое, законченное по смыслу высказывание, состоящее из нескольких логически связанных между собой предложений. Она бывает диалогической, монологической, но в любом случае является результатом восприятия и осмысливания и демонстрирует умение выразить свои мысли.
Начальным и важнейшим этапом развития связной речи у детей является диалог. Малышей до трех лет нужно научить озвучивать свои просьбы и желания словами («дай», «иди»), давать ответы на простейшие вопросы («Кто?» «Какой?»), стимулировать к общению со сверстниками и взрослыми. В три-четыре года нужно побуждать ребенка задавать вопросы, отвечать на вопросы фразами, а не отдельными словами, делиться впечатлениями. В этом возрасте закладываются предпосылки монологической речи. С четырех лет детям предлагают описать игрушку, рассказать о произошедших событиях, пересказать услышанный рассказ или сказку, в том числе с опорой на серию картинок. Если для развития диалогической речи может быть достаточно бытового общения, то для развития монологической речи нужна систематическая кропотливая работа.
При формировании связной речи у детей дошкольного возраста можно использовать следующие приемы:
— беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов;
— чтение рассказов или сказок с вопросами по содержанию для выяснения понимания причинно-следственных связей;
— беседа: на различные темы, по картинкам, постепенно усложняя вопросы взрослого и ответы детей;
— составление описательного рассказа, предварительно проведя работу по обогащению словарного запаса. Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.;
— составление рассказа по серии сюжетных картинок. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений;
— составление рассказа по сюжетной картине. Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов;
— пересказ (выборочный, краткий, творческий, с опорой на наглядность и без нее);
— самостоятельное составление рассказа (рассказ о дне, проведенном в детском саду, рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.), рассказ о прогулке.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе. Кроме того, развитая связная речь – залог успешного обучения в школе, что тоже немаловажно для старших дошкольников – будущих первоклассников.
Использованные источники: https://umnazia.ru/blog/all-articles/razvitie-svjaznoj-rechi-u-doshkolnikov; http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/470-razvitie-svjaznoj-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html.