Консультация 14 «Подготовка к обучению грамоте»
Учитель-логопед: Н. В. Федосеева
Одним из разделов речевого развития детей является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.
Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте — ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение.
Федеральная Образовательная программа рекомендует начинать работу по подготовке детей к обучению грамоте с трех-четырех лет. Во второй младшей и средней группе эта работа включена в занятия по звуковой культуре речи. Она включает в себя развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, дети знакомятся с понятиями «звук» и «слово».
Начиная со старшей группы подготовке к обучению грамоте можно посвятить одно из двух занятий в неделю по развитию речи. В старшем дошкольном возрасте воспитанники получают представление о предложении, о разных видах звуках и слов, делят на слоги слова, слова — на звуки, составляют звуковые и слоговые схемы слов, схемы предложений, знакомятся с буквами.
Что могут сделать родители, желающие внести свой вклад в подготовку к обучению грамоте? Конечно же, играть в дидактические игры.
В возрасте 3-4 лет это игры, направленные на то, чтобы научить ребенка слушать и слышать речь окружающих. Для этого предлагаются игры: «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь?», «Угадай, чей голосок?», «Что звучит?» и т. д.
С 4-5 лет можно познакомить ребенка с терминами «слово» и «звук», так как правильное понимание этих терминов поможет в дальнейшем осознать звуковой и слоговой состав слова. При ознакомлении детей с термином «слово» можно использовать следующие игры:
— «образуй новые слова от слова образца («зайчишка», «зайчик», «зайчонок»)»;
— «назвать сюжетную картину или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты)»;
— «назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко – круглое, красное, сладкое»;
— «задания на различение слов сходных по звучанию: мишка-шишка, пушка — погремушка, пушка-хлопушка и т.д.»;
— задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова (слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность).
При работе со звуками используем игры:
— «назови первый звук» (начинаем с гласных звуков);
— «назови последний звук»;
— «назови слова на заданный звук» (начинаем с гласных звуков);
— «исправь ошибки» (называем слова, неправильно произнося один из звуков, ребенок называет, как правильно);
— «назови одинаковый звук в словах»;
— «собери слово» (слова «рассыпались» на звуки, нужно «собрать» из звуков слово);
— «разбросай слово» (назвать слово по звукам);
— «подбери похожее по звучанию слово» (подбор рифмующегося слова);
— «какое слово отличается?» (из четырех слов три – одинаковых, одно созвучное, нужно выбрать то, которое отличается от остальных) и т.д.
Начиная с пяти лет можно смело знакомить ребенка с буквами, «сливать» их (читать), печатать короткие слова. При этом взрослым необходимо понимать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического), а речевое развитие каждого ребенка протекает в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Использованные источники: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-podgotovka-detei-k-obucheniyu-gramote.html;