Учитель-логопед: Н. В. Найденова
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей с нарушениями в развитии – о детях с речевыми нарушениями.
Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй, поэтому для их устранения используются различные упражнения, но никогда речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы.
Помочь родителям в этом вопросе могут как специалисты (логопеды, дефектологи, психологи, нейропсихологи), так и врачи (неврологи, психиатры и др.)
К основным направлениям медицинской помощи детям с речевыми нарушениями можно отнести такие лечебные мероприятия, как:
— медикаментозное лечение (по показаниям);
— гомеопатия (по показаниям);
— фитотерапия (по показаниям);
— психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям);
— физиотерапия (по показаниям);
— массаж;
— лечебная физкультура.
А также педагогические мероприятия:
— развитие познавательной деятельности;
— логоритмика;
— развитие речи (в зависимости от типа нарушений):
- развитие понимания обращенной речи;
- развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
- развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
- развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);
- работа над дыханием и голосом;
- работа над темпом и ритмом речи.
Какими бы ни были речевые нарушения, заниматься их устранением нужно обязательно, причем под контролем специалистов и медицинского персонала.
Использованные источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/03/31/prichiny-rechevyh-narusheniy-i-metody-ih-korrektsii;