Консультация 3. «Как узнать что у ребенка нарушения речи»
Учитель-логопед: Н.В. Найденова
В предыдущих консультациях мы разобрались с тем, что такое речь и какими бывают нарушения речи. А как узнать, что у ребенка есть нарушения речи и вовремя обратиться за помощью, если ты не логопед? Если ребенок «картавит» или «шепелявит», то это заметно, но в каком возрасте это нормально, а в каком уже нет? И какие еще существуют признаки нарушения речи? Все эти и другие вопросы рассмотрим в этой консультации.
О нарушениях речи можно говорить, если речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту. Для этого желательно знать нормы развития различных сторон речи по возрастам.
Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения), плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки, заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи.
Если говорить в общем, для ребенка дошкольного возраста, проявлениями речевых нарушений являются:
- Нарушения звукопроизношения: неправильное произношение звуков, пропуски, замена звуков.
- Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове.
- Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов.
- Неправильное грамматическое оформления высказывания.
- Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания.
- Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
Заподозрить проблемы речевого развития ребенка можно и в более раннем возрасте. Так, стоит задуматься (не паниковать, но присмотреться внимательнее), если ребенок: к концу первого месяца жизни — не плачет, если его что-то беспокоит, к концу четвертого месяца — не улыбается в ответ на ласковое обращение взрослого, не гулит, к концу седьмого месяца — не появился лепет, не обращает на себя внимание с помощью звуков, к концу десятого месяца – не качает головой в знак отрицания, не показывает «пока-пока», к концу двенадцатого месяца – не произносит ни простых слов, ни звукоподражаний, не реагирует на простые просьбы «дай мячик», к полутора годам – не говорит осмысленных слов, не показывает пальчиком на части тела, о которых говорит взрослый.
Если указанные проблемы наблюдаются, стоит посетить консультацию:
- отоларинголога (возможно, малыш плохо говорит, потому что не слышит);
- невропатолога (проверить, нет ли органических повреждений ЦНС, речевых центров мозговой коры);
- детского психолога, психиатра, дефектолога (выяснить, в каком состоянии пребывает невербальный интеллект ребенка);
- логопеда (проведет окончательную диагностику).
Причины речевых нарушений, а также методы работы по развитию отдельных компонентов речи рассмотрим в следующих консультациях. Но стоит запомнить: какими бы ни были детские нарушения речи, ими обязательно нужно заниматься, а не пускать на самотек. Легкие речевые проблемы могут исчезнуть полностью. При разумных усилиях и занятиях это произойдет быстрее. Средние и тяжелые нарушения подлежат частичной коррекции.
Источники: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/narushenie_rechi_u_detej_klassifikacziya_i_priznaki/