Советы логопеда –
как технически правильно держать ручку.
(консультация для родителей и педагогов)
Логопед:
О.Р. Авербах
Научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме – задача не только педагогов, но и родителей.
Почему это так важно?
Правильная поза (предупреждение раннего сколиоза у ребенка), правильное положение ручки и правильная координация движений формируют правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, делают письмо удобным, четким, быстрым.
Ребёнок берёт ручки и карандаши так, как ему удобно, но, как правило, это будет неправильный захват.
Ставить технику правильного захвата желательно как можно раньше. Можно начинать и в 2-3 года, ведь в этом возрасте дети уже обычно любят рисовать и разукрашивать картинки.
Если вовремя ребёнка не научить держать карандаш, то привычка укоренится, что неизбежно отрицательно скажется не только на аккуратности почерка, но и на его отношении к письму.
Вот только несколько основных негативных последствий, к которым приводит неправильный захват ручки:
— низкая скорость письма при крайне неаккуратном почерке.
— Быстрое наступление усталости при письме.
— Ухудшение осанки, при этом даже может снизиться острота зрения.
— Отказ от выполнения письменных работ.
При неправильном захвате в кисти и пальцах возникает избыточное напряжение, которое приводит к боли и онемению, в результате этого падает скорость письма и портится почерк.
Неправильная манера письма может стать причиной и писчего спазма – это одна из форм дистонии, которая характеризуется избирательным нарушением моторной функции ведущей руки. Обычно проявляется в виде болевых ощущений, слабости кисти, дрожания, тонического спазма, в результате чего ребёнок просто не может продолжать писать.
Пример неправильного захвата карандаша.
Основные признаки неправильного захвата:
— сильное сдавливание карандаша в руке.
— Удержание ручки/карандаша в кулаке.
— Пальцы располагаются слишком высоко/низко на карандаше.
— Верхняя часть карандаша смотрит вертикально вверх.
— Большой палец накладывается на указательный.
Постановка правильного захвата
Правильный захват карандаша выглядит так: он удерживается тремя подогнутыми пальцами (большим, средним и указательным).
Безымянный и мизинец могут лежать внутри ладони либо находиться в свободном состоянии у основания большого пальца.
Карандаш располагается на среднем пальце, указательный и большой пальцы придерживают его соответственно справа и слева. Карандаш не надо сильно сжимать. Это легко проверить: указательный палец должен легко подниматься, а карандаш при этом не должен упасть.
Для того чтобы так взять карандаш, надо выполнить следующие действия:
Поставить большой и указательный пальцы под прямым углом (1), остальные пальцы согнуть в ладони;
Положить карандаш на вторую фалангу среднего пальца и одновременно проследить, чтобы он оказался в углублении между большим и указательным пальцами. Сжать пальцы (2).
Проверить правильность захвата карандаша (3).
Добиться правильного захвата карандаша с первого раза очень сложно. Но у родителей и детей есть простой и очень эффективный помощник – обыкновенный деревянный волчок.
Работа с волчком позволяет стимулировать и развить подвижность трёх пальцев, которые активно участвуют в захвате карандаша. Одновременно упражнение тренирует правильный захват ручки и улучшает координацию в работе пальцев.
Об этом читайте в следующей консультации.