Вот, наконец-то, выполняю обещанное ранее – подсказать Вам, уважаемые родители, как без мучений научить ребенка быстро запоминать стихотворение.
Счастье и радость переполняют маму, папу, когда их чадо рассказывает стишок на утреннике в садике.
Но не многие дети на это отважатся, особенно в возрасте 3- 4-х лет. Ребенок может не только отказаться выходить рассказывать стих, но и, вообще, отказаться их учить.
Причиной может быть невозможность усвоить большой объем информации, и мозг ребенка как бы противиться этому, отстраняется от новой информации и перегруза. Выучить стих для таких детей – целое испытание. И это, скорее всего, потому что учат не правильно. Вот несколько советов, которые помогут справиться Вам и ребенку с этой задачей.
— С самого рождения нужно знакомь ребенка с музыкой и стихотворениями. Пока ребеночек лежит в кроватке, мама поет ему песенки, потешки «Гуси, гуси, Га-Га-Га». Этот опыт с младенчества позволит легче заучивать стихи.
— Возраст 4-5 лет — самый лучший для запоминания. Память очень быстро развивается. Текст ребенок запоминает уже осознанно, понимает смысл слов. Если что-то не понимает, родитель обязан объяснить. Учите много стихов, песен в этом возрасте; пересказывайте сказки. Это нужно для формирования памяти.
— В раннем возрасте можно давать стихи, соответствующие темпераменту ребенка. Спокойным малышам подойдут плавные, размеренные стихи, а вот малышам-непоседам и активным подойдут ритмичные стишки.
— Разучивать нужно эмоционально, с выражением, чтобы ребенку было интересно, интригующе. Монотонно рассказанное стихотворение теряет смысл для ребенка. Красоту поэзии нужно воспитывать с детства, рассказывая стих с выражением и чувством.
— Малыши, в основном, учат стихи для кого-то, как подарок (маме, папе, бабушке, дедушке) или за подарок (деду морозу). Это как стимул для малыша.
— Сначала ребенка нужно попросить просто повторять слова одной строчки. Спросите у ребенка, что не понятно ему в сточке. Поясните значение непонятных фраз. После объяснения непонятных слов, повторите сточку еще раз. Повторяйте с ребенком до тех пор, пока он не запомнит. Количество повторений зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
— Когда первая строчка будет произноситься без запинок, тогда приступаем ко второй.
Затем, соедините с ребенком 1 и 2 строчку, заучите их вместе.
Далее читаем третью строчку, заучиваем ее. Соединяем с 1,2 строчкой и читаем 3 строчки вместе.
Если не помогает алгоритм выше, то можно использовать прием многократного повтора одной и той же фразы.
Сначала повторяйте стих «для себя» в присутствии ребенка (повтор 2-3 раза) медленно с выражением и интонацией. А если вы еще рассадите игрушки и расскажете стихотворение им, то это не останется без внимания малыша. Повторяйте своим голосом по строчке из стихотворения для каждой игрушки, меняйте голос и интонацию. Ребёнка это 100% заинтересует и он подключиться к игре.
Многократное повторение отлично развивает детскую память.
Заучивание стиха в процессе игры происходит незаметно для ребенка, и не нужно будет его заставлять запоминать стих.
Для хорошего запоминания нужно заучивать не более 2 строчек в день. Так за неделю вы выучите стишок к утреннику.
Слуховой метод – самый популярный, применяют в садиках. Сначала разучивают каждый куплет, затем целиком весь текст. Получается слуховое восприятие, опора на рифму.
Двигательный метод. Под ритм стихотворения, делайте движения руками, ногами, хлопайте в ладоши.
Для заучивания стишка можно использовать мячик. Одну строчку произносит взрослый, передает мяч ребенку и ребенок произносит вторую строчку, и так далее. Такое заучивание хорошо способствует формированию внимания.
Визуальный метод. Этот метод наглядных картинок к стишку из книжки. Но картинки лучше нарисовать самим. Не нужно рисовать сложную картину. Чем проще, тем легче ребенку запомнить. Пусть лучше он сам будет придумывать и рисовать. Вы помогайте в процессе рисования. Разъясняйте незнакомые слова и выражения.
После того, как картинка нарисована, попросите ребенка рассказать стих по картинкам. Потом попросите рассказать без помощи картинок, по воспоминаниям нарисованных образов.
С помощью этого метода, Вашей помощи и хорошего настроения у ребенка проявляется фантазия, развиваются творческие способности, пополняются литературные знания.
Подбадривайте, хвалите! Это отличная мотивация для ребенка.