Право на образование
Каждый ребенок имеет право на получение дошкольного образования в образовательной организации, фактически, право на место в муниципальном детском саду. И хотя ситуация с очередями в детские сады стоит достаточно остро, в настоящее время данная проблема находится на пике внимания органов управления образования и по ее решению ведется большая работа.
В каком возрасте ребенок получает право на обучение в детском саду?
Ответ на этот вопрос дает статья 67 Закона:
«Получение дошкольного образования в дошкольных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми в возрасте шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте».
Сейчас основные политические усилия направлены на то, чтобы ликвидировать вначале ту очередь, которая сложилась у детей старше трех лет.
Права при поступлении в детский сад.
В муниципальных детских садах место гарантировано ребенку Законом. При этом статьей 67 закона установлен приоритет для зачисления в конкретный детский сад. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Все остальные будут зачислены по остаточному принципу – если останутся места. В принципе, в какой бы детский сад не решили отдать своего ребенка родители, отказано может быть только по причине отсутствия в нем свободных мест.
Учет детей, которые имеют право на получение дошкольного образования, ведут органы местного самоуправления.
Статья 63: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей».
Право на образование и права в рамках получения образования.
Закон предоставляет обучающимся право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование и гарантирует возможность выбрать форму получения образования,форму обучения и образовательную организацию. Для ребенка дошкольного возраста решение будет принимать его законный представитель. Статья 63 гласит:
«Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка».
Существуют две формы получения образования: в образовательной организации и вне образовательной организации.
Вне образовательной организации – это форма семейного образования. Выбирая данную форму получения образования, каждый имеет право изменить свой выбор и решить, что ребенок пойдет в детский сад, например, на последний год обучения.
В образовательной организации – это значит в детском саду. При этом можно выбрать конкретный детский сад (конечно, с учетом ограниченности мест в нем), и режим пребывания ребенка (если в детском саду есть возможность реализовать программу с разными режимами пребывания). Выбор образовательной организации не ограничен муниципальными детскими садами, можно выбрать и частную образовательную организацию.
Обучаясь в детском саду, ребенок имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану. Этот план разрабатывается на основе той образовательной программы, которая реализуется в детском саду.
Значение, которое предусматривает Закон (статья 2):
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Обучающийся также имеет право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Право на выбор реализуется и в рамках посещения различных мероприятий, которые проводятся в детском саду, хотя и не предусмотрены учебным планом.
Промежуточная и итоговая аттестация.
Особенностью обучения по программам дошкольного образования является то, что Закон прямо запрещает проведение аттестации для детей дошкольного возраста.
Согласно статье 64 Закона: «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»
Вместе с тем, закон напрямую не запрещает проводить мониторинги развития детей. Ребенку не предъявляются требования обязательно достигнуть того или иного уровня, не выставляются оценки, не требуется исправить неудачный результат и т.п.
Вместе с тем, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО) определяет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу; не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Право на использование средств обучения и воспитания.
Закон говорит о том, что обучающиеся могут бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации.
На основании статьи 35 нового закона тем, кто учится по программе дошкольного образования за счет бюджетных средств, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, детский сад должен предоставить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Социальные гарантии
Охрана здоровья.
Сохранение здоровья и его охрана касается всех сторон жизни обучающихся. Питание, транспортное обслуживание, санитарные и гигиенические нормы, требования ФГОС, право на каникулы и т.п. – все это направлено на сохранение здоровья обучающихся.
Согласно статье 41 закона охрана здоровья включает в себя:
— оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
— организация питания;
— определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
— пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.
Организация питания обучающихся.
Закон немного говорит о питании, тем не менее, расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, а организация питания возлагается на организацию, осуществляющую образовательную деятельность, то есть на детский сад.
Оплата питания и порядок его организации зависит от того, кто создал данный детский сад. Бесплатного питания закон не предусматривает, за редким исключением (см. раздел «Присмотр и уход за дошкольниками»).
/ Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Статья 37. Организация питания обучающихся /.
Право на получение информации.
Закон дал родителям широкие права на получение информации. Для поступающих и обучающихся информация доступна не только на сайте образовательной организации, но и в виде наглядных информационных стендов детского сада.
/Статья 29. Информационная открытость образовательной организации дает представление о том, какое количество информации образовательная организация должна разместить у себя на сайте/.
Права и обязанности
Родители принимают ключевые решения в сфере образования дошкольника. Они решают, будет ли он учиться дома или в детском саду, выбирают конкретный детский сад, язык образования, факультативные и элективные занятия, если возникает такая необходимость. Именно родители защищают права и законные интересы дошкольника.
Они вправе знакомиться с нормативно-правовыми документами образовательной организации, с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психолого-педагогических, психологических) обучающихся, давать согласие на их проведение или отказаться от них.
Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. В дошкольном возрасте родители должны обеспечитьготовность ребенка к освоению программы начальной школы (к 8 годам). Родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность; требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность.
Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся могут устанавливаться не только федеральными законами, но и договором об образовании, который в случае дошкольника заключается обязательно, на основании статьи 53.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
/Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся/
Родительская плата.
Право учредителя устанавливать размер родительской платы, который формально может быть любым, но не более расходов на оказание услуги по присмотру и уходу, реально он чаще всего оказывается меньше этих расходов. При этом есть категории детей, за присмотр и уход за которыми родительская плата не взимается на основании положений закона: дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети с туберкулезной интоксикацией, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях.
С целью дальнейшей материальной поддержки родителей, которые внесли родительскую плату, закон предусматривает также специальную компенсацию:
— не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на первого ребенка;
—не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка; — не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Вместе с тем, если просрочка оплаты за присмотр и уход влечет причинение убытков образовательной организации или ее учредителю, такие убытки подлежат возмещению по правилам гражданского законодательства. Образовательная организация при отсутствии доброй воли родителей по возмещению причиненных убытков вынуждена будет обратиться в суд.
Право на участие в управлении образовательной организацией.
Закон говорит о том, что управление образованием носит демократический характер, поэтому педагогические работники, обучающиеся, родители имеют право на участие в управлении образовательными организациями. Обучающиеся на ступени дошкольного образования участвуют опосредованно, через своих родителей (законных представителей), потому что в этом возрасте сами не способны выразить и сформулировать интересы в части работы образовательной организации.
В новом законе появилась одна новая возможность: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Администрация образовательной организации учитывает факт существования совета и привлекает к сотрудничеству.