Учитель-логопед: Н. В. Найденова
«Что за странное название?» — спросите вы. Что за «маленькие словечки», и почему вдруг они большие? Сейчас объясню. «Маленькие словечки» — это предлоги. Маленькие – потому что коротенькие, а большие – потому что значение их велико. Вы только представьте, что все предлоги (на, в, над, под и другие) исчезли… Как бы тогда люди понимали друг друга?
А ведь часто такая ситуация происходит в мире детей. Обращали ли вы внимание, использует ваш ребенок в речи «маленькие словечки» или пропускает их? Представьте такую ситуацию: ваш малыш сообщает вам, что сегодня он положит свои носки… кабинку. А теперь попробуйте угадать, куда именно он решил их сегодня положить? Может быть НА кабинку? А может ПОД кабинку? Или все-таки как обычно, В кабинку?
Чтобы такие нелепые ситуации не случались, педагоги групп № 17 «Радуга» и № 18 «Капитошка» начали знакомить ребят с такими важными «маленькими словечками». Познакомиться с ними поближе не помешало бы и родителям. Кто как ни они могут помочь ребятам ориентироваться в увлекательном мире предлогов.
Облегчить понимание и запоминание предлогов помогут схемы. Например, схемы, предложенные О. С. Яцель.
Для закрепления умения пользоваться «маленькими словечками» можно воспользоваться разнообразными дидактическими играми, в том числе настольными.
Однако эффективнее всего усвоение будет проходить в активной деятельности самого ребенка с использованием игрушек (например, спрятать и найти игрушку с описанием своих действий с употреблением нужного предлога).
Игры, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве способны помочь решить и другие задачи, такие как развитие мышления, внимания, памяти ребят.
Одной из них является игра «Что изменилось?».
Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину. Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите ребенка закрыть глаза и поменяйте две игрушки местами. Что изменилось? «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». «Лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка и поменяйтесь с ним ролями. Теперь вам предстоит закрыть глаза и отгадать, что изменилось.
Игры с предлогами могут быть увлекательными и разнообразными. Их содержание может быть ограничено только рамками вашей фантазии. Играйте и развивайтесь. Успехов в овладении родным языком!