Консультация для родителей и педагогов
Учитель-логопед:
О.Р.Авербах
Постепенно, шаг за шагом, дети групп компенсирующей направленности №14 «Смешарики» и №16 «Звездочка» начинают знакомиться с элементами грамоты, необходимой для успешного обучения в школе. Данная консультация будет очень полезна родителям, ведь, чтобы закрепить дома с ребенком приобретенные навыки, родителям, прежде всего, нужно самим хорошо разбираться в этом материале.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:
— формирование навыков элементарного анализа;
— обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Первый период, в свою очередь, состоит из частей:
— выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
— определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
— нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры.
Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
— сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
— далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
— затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
-и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.
Для успешного овладения звуковым анализом и синтезом детей нужно научить определять местоположение звука в слове.
Эта работа начинается со знакомства детей с гласными звуками [у, а, и, о, э]. Детей учат определять наличие заданного звука в слове, выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов.
Затем детей учат выделять первый «поющий» звук в слове.
(В слове аист первый звук [а]. В слове утка первый звук [у]).
Обязательно детям объясняют: если слово начинается с заданного звука, то этот звук находится в начале слова. В слове аист звук [а] находится в начале слова. В слове утка звук [а] находится в конце слова. В слове мак звук [а] не первый и не последний и находится в середине слова.
После знакомства детей с некоторыми «трудными» звуками [н, м, п, т, к, л, р] детей учат выделять последний звук в слове. (В слове мак последний звук [к]. В слове стакан последний звук [н]). После того, как дети научатся справляться с этим заданием, им объясняют: если заданный звук в слове последний, то этот звук находится в конце слова.
Для определения местоположения звука в слове используют различные игры и схемы. Сначала используется линейка, разделённая на три равные части. Детям предлагают указательным пальцем ведущей руки показать начало, середину, конец слова. Чтобы правильно определить местоположение звука в слове, дети должны голосом выделить заданный звук и положит фишку или другой, указанный предмет, на соответствующее место в схеме.
Я в своей логопедической практике на протяжении многих лет успешно использую следующие игры: «Бегущая бусинка», «Снеговики», «Веселый карандаш», «Где жучок нашел звучок?», «Цветочная полянка», «Аквариум» (с рыбкой и морской звездой), «Крокодил Нил и лягушонок Нок».
Конечно, чтобы дети справлялись с заданиями, их нужно научить играть в эти игры. Практика показывает, что одних занятий в детском саду НЕДОСТАТОЧНО! Вот тут-то и нужна помощь родителей!