Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Учимся писать без ошибок уже сейчас!

Консультация для педагогов и родителей

Логопед:

О.Р. Авербах

Простое переписывание полезно. Развивается моторная память, а когда смотрим в текст — наш мозг запоминает правильное начертание слов. Чем больше списываем, тем лучше становится грамотность.

Следовательно, упражнения на списывание нужны, прежде всего, для того, чтобы повысить грамотность.

Известны случаи, когда дети старательно каждый день переписывали (а дошкольники перепечатывали) в тетрадь предложения из любимых сказок.  Потом в школе они, как правило, не делают  глупые ошибки в простых упражнениях по русскому языку.

Но, конечно, списывание полезно, если оно правильное, если нет ни одной ошибки. Поэтому будет лучше, если кто-то будет проверять написанное ребенком.

Но списыванию нужно учить! Вы сомневаетесь? Вам кажется,  что списать текст – это очень просто? Конечно, просто  нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

А наш малыш только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак,  как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует  каждую букву по отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка!!!!

Пока ребенок перенесет взгляд с текста, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву.

Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом в поисках того слова, которое он сейчас пишет.

И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время,  интерес, а значит,  получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово.

  1. Прочитай слово.
  2. Повтори его.
  3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в тексте карандашом.
  4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!!  Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.
  5. Прикрой текст  и напиши слово в тетради.
  6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай.  Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
  7. Теперь сверь свою запись с текстом.  На этом этапе  первое время можно сверять каждую букву.  Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с текстом.

Списывание начинается со слов. Если  ребенок научится списывать слова  таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

Что же получает ребенок,

научившись списывать слова и текст таким образом?

  • Прочитывая слово  целиком  и запоминая его, ребенок развивает  зрительную память.
  • Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
  • Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок  увеличивает   угол зрения.  Ведь сначала ребенок  списывает  маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает  угол зрения ребенка.

Следующим этапом будет списывание предложений.  Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

  1. Прочитай предложение.
  2. О чем говорится в предложении?
  3. Сколько слов в предложении?  Посчитай.  Есть ли маленькие слова (для школьников –предлоги, союзы)?  С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца. Не забываем про точку!

  1. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с текстом. Читаем каждое слово  в тексте и в тетради.

Все, кажется,  очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Конечно, в школе всему научат.  Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но  это тот случай, когда  лучше начать упражняться в списывании  раньше.  Уже сейчас!

Дата обновления страницы: 19.04.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122