Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Учимся рассказывать о своей любимой игрушке.

Консультация для родителей и педагогов.

Логопед:

Авербах О.Р.

Попробуйте поставить перед ребенком игрушечного котенка и дать задание: — Опиши котенка. Какой котенок?

В подавляющем большинстве случаев вы обнаружите, что это вызывает затруднение: ребенок не знает, с чего начать, упускает важные характеристики предмета или неточно их называет. Рассказ получается несвязный, неточный, неполный.

Данная картина не говорит нам о том, что у ребенка не развита описательная речь. Причина проста: ребенок не умеет описывать предметы, не научен этому.

Помочь ребенку рассказать о любимой игрушке можно, предложив ему «подсказки» -схемы.

Вот примерная структура описательного рассказа игрушки:

— название игрушки;

— цвет;

— геометрические формы;

— размер;

— из какого материала сделана;

— основные части;

— в какую игру можно с ней играть.

Понятно, что перед описанием игрушки ее нужно рассмотреть.
Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешной, медвежонок грустный).

Можно обыграть появление знакомой игрушки, которая обращается к ребенку с вопросами и просьбами что-то рассказать о ней:

— Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике. Какого я цвета? А какая я на ощупь?  Дети 3 – 4 лет способны правильно ответить на такие вопросы. В результате получится своеобразное вопросно – ответное описание игрушки.

Но уже начиная с 5 лет (средняя группа) дети способны составить короткие описательные рассказы из 3 – 4 предложений.

Вначале взрослый сам рассказывает об игрушке, давая ребенку образец описания. А ребенок старается его повторить. Так можно потренироваться на 2 – 3 игрушках.

Не стремитесь к дословному повторению вашего рассказа, поощряйте самостоятельность.

На следующем этапе вы предлагаете уже самому ребенку описать другую игрушку. Но перед этим обговариваете план этого рассказа.
Подобные схемы помогают детям преодолеть различные затруднения:
— самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

— установить последовательность изложения выявленных признаков;
— удержать в памяти эту последовательность, которая является планом описания.
Обращаем внимание  на то, что:

— по размеру предметы бывают большими, среднего размера и маленькими; говоря о размере, можно описать и ширину и высоту предмета.
— цвет может быть сложным: бело – серым, сине – красным, разноцветным (пестрым);

-не у каждого предмета можно определить форму;

— приветствуются красивые сравнения: «мяч разноцветный, как радуга», «зайчик мягкий, как подушка».

На этапе обучения составлению рассказа  советуем применять эффективные приемы работы:

1). Совместное рассказывание (взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает).

2). Подсказывание нужных слов.

Когда дети уже научатся составлять рассказ по одному объекту, дается два объекта для сравнительного описания:
описывают объекты, определяя между ними сходства и различия. Примеры сравнительных рассказов: «Помидор и огурец», «Кастрюля и чайник», «Лиса и заяц», «Мяч и кубик».

Такие таблицы можно использовать и для замечательных игр:
Игра «Загадки».

Ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме (но не называет его!), а остальные (дети или взрослые) отгадывают, о чем он говорил. Тот, кто первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ.

Возможно усложнение по плану:

  • Составление загадки по одной схеме с опорой на схему;
    • Составление загадок по нескольким схемам с опорой на схемы;
    • Составление загадок по одной теме без опоры на схему;
    • Составление загадок по различным темам без опоры на схемы.
    Игра «Покупатель».

На столе лежат различные игрушки, овощи или фрукты, посуда. «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца, не называя его. «Продавец» должен догадаться, что ему нужно продать.
Вначале ребенок опирается на схему рассказа. В дальнейшем он способен описать предмет уже без схемы.

Как и в любой деятельности вы обязательно получите результат. Качество детских рассказов будет прямо зависеть от вашей заинтересованности (она обязательно передастся и ребенку!), от вашего упорства (один – два составленных рассказа, конечно же, мало чему научат), от терпения, взаимопонимания и любви.

Дата обновления страницы: 29.11.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122