Старший воспитатель: Г.А.Сиротенко
«Утренний круг» и «Вечерний круг» — это новый элемент в режиме дня, по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Утренний круг или утренний сбор – это своего рода начало рабочего дня маленького человека, часть режимного момента, когда дети
собираются вместе, наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, организуется в определенное время педагогом.
В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 20 минут.
Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы. Так, утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.
Утренний сбор позволяет гармонично включить несколько образовательных областей: социально — коммуникативное, физическое и речевое развитие.
Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, положительного эмоционального настроя и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
-
Создание эмоционального настроя на весь день, условия для общения детей и взрослых;
-
Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность; нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей;
-
Работает над развитием навыков культурного общения. Дети, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п., и приучаются так же вести себя со взрослыми;
-
Через пример взрослого, дети учатся отстаивать свою точку зрения и аргументированно строить, доказывать свои высказывания, правильности построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
-
Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично;
-
Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.
Подготовительные действия:
-
Правила. Их обговариваются с детьми. Правила можно оформить не только словесно, но и в виде рисунков или символов, оформляют на видном месте и служат они наглядным напоминанием согласованных норм поведения. Например: «Говорит тот, у кого в руках мяч».
-
Вопросы. Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования. Например:
-
Какое у вас настроение?
-
Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились?
-
Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
-
Кто очень хочет задать вопрос?
-
Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
-
О чём бы вы хотели узнать?
-
Что бы вы хотели посоветовать?
-
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
-
Что вас порадовало (огорчило, удивило)?
Структура утреннего круга:
-
Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе), речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять), эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино.
-
Организация утреннего круга. Дети могут разместиться в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
-
Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
Новости. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно- ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов: Что за погода на улице? Какое сейчас время года? Кого вы встретили, подходя к садику? Какой месяц, день недели, число? Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе? Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
В средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости. Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:
- не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
- не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
- не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
- не запрещаем (запретных тем нет).
-
Динамическая пауза. Так как утренний круг проводится в течении 15-20 минут, необходима динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.
-
Проблемные ситуации. Важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
-
Составление плана дня. На этом этапе возможно сообщение новых знаний, обобщение имеющихся и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает плакат «Любимое дело моей семьи», или рассказывает родословное древо своей семьи, или показывает семейные фотографии). Он особенно актуален, если перед педагогом стоит задача расширить информационное поле текущей темы. Для детей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, целевая прогулка или выход в театр. Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, при рассмотрении темы «Семья» в подготовительной группе в процессе планирования предстоящего дня каждый ребёнок демонстрирует родословное древо, рассказывает о своей семье.
-
Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.
Таким образом, для педагогов утренний круг – важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня, это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей
– это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни, у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Вечерний круг помогает детям подвести итоги дня, провести рефлексию. Цель: помочь детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Научить справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.
Задачи: Формировать доброжелательные отношения между детьми, создание атмосферы поддержки, сотрудничества. Общего положительного эмоционального фона. Формирование мотивации к дружеским взаимоотношениям.
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.
Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Список использованных источников
-
-
Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020
-
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor- 1415994.html;
-
http://dou-28.ru/ot-vospitateley-dou/sozdanie-usloviy-dlya-podderzhki- detskoy-initsiativyi.html ;
-