Консультация для педагогов и родителей.
Логопед: О.Р. Авербах
Основная и самая продолжительная деятельность дошкольников – игровая.
В игре они учатся, воспитываются и развиваются.
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм детей, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов.
Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Очевидно, что взрослые (педагоги и родители) должны уметь предупреждать возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.
Установлено, что признаки утомления у детей 5- 7 лет появляются через 10-15 минут непосредственной образовательной деятельности!
Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутка (а мы с детьми ласково называем их «отдыхалочками»).
Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу?
Ответы на эти вопросы педагог обязательно должен знать прежде, чем предложить физминутку детям.
Выбор той самой эффективной, подходящей нашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности в данное время занимаются дошкольники.
Существуют несколько разновидностей таких минуток:
1.Оздоровительно-гигиенические.
Их можно выполнять стоя и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ногами.
Зарядка для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Танцевальные.
Под веселую музыку, движения произвольные, кто как умеет.
- Ритмические.
Выполняются по музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
- Физкультурно-спортивные.
Традиционная гимнастика под счет, с чередованием вдохов и выдохов.
- Двигательно-речевые.
Дети хором читают стихи и одновременно выполняют движения.
- Подражательные.
Подражать движениям животных, музыкантов, машинок и т.д.
Все физминутки являются необходимыми элементами непосредственно образовательной деятельности, улучшают функционирование речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
А вообще, это время для веселья, стихов, музыки и движения.
Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные минутки.
Ведь физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка.
Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.
В группах компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями мы чаще всего используем упражнения, сочетающие танцевальные движения, речь и музыку, а также связанные с лексической темой.
На текущей недели, знакомясь с особенностями и образом жизни домашних птиц, очень уместным стало веселое логоритмическое упражнение под музыкальное сопровождение «Цыплята».
Такое сочетание ритмических движений и музыки оказывает абсолютно благоприятное на состояние здоровья наших воспитанников.
Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшая координацию движений и равновесие.
Регулярное использование «отдыхалочек» является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.