Консультация для родителей и педагогов.
Логопед:
О.Р. Авербах
Почему ребенок 4, 5-летнего возраста не говорит?
Тут одной причиной не объяснишь, равно, как и одним советом не обойдешься. Поэтому будем действовать комплексно.
Прежде всего необходимо выяснить, как ребенок понимает обращенную речь и как выполняет речевые инструкции.
Понимание речи — сложный процесс начинается с восприятия речи (устной или письменной), затем восприятие переходит в понимание общего значение высказывания, наконец, в понимание смысла и подтекста этого высказывания.
Что входит в «понимание речи»:
-понимание значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, вы просите ребенка принести банан, и он его приносит);
-понимание значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (у тигра – полоски, а у льва – грива; ребенок знает это и не путает этих животных);
-понимание грамматических значений;
-понимание вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ играет девочка? КОГО ты сейчас покормил?
-понимание предлогов.
Упражнение «Имитация»
-Взрослый говорит ребёнку секретные слова: «Копай, звени, режь».
Если ребёнок слышит слово «Копай», то он имитирует копание.
Если слышит слово «Звени», то он показывает, как звенит колокольчик.
Если слышит слово «Режь», то имитирует резку ножом.
-Взрослый говорит сначала одно действие. Как только ребёнок хорошо справится с одноступенчатой инструкцией, то взрослый может добавить второе действие, затем третье действие. Ребенок показывает движения в той последовательности, в которой сказал взрослый.
Упражнение «Сыщик»
-Взрослый кладет три предмета в одной стороне комнаты. Например, можно взять игрушки: киса, вата, ляля. Ребенок и взрослый находятся в другой стороне комнаты. Взрослый на ухо шепчет инструкцию: «Принеси не вату», «Принеси не кису и не лялю.»
Сначала ребенок исключает один предмет. Если хорошо справляется с одноступенчатой инструкцией, то взрослый в инструкцию добавляет второй предмет.
А теперь приступим к гимнастике!
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.
Целью артикуляционной гимнастики является укрепление мышц речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Артикуляционная гимнастика в первую очередь нужна детям с диспраксией, дизартрией, тонусом мышц артикуляционного аппарата, при постановке звуков. Но следует отметить, что при некоторых речевых нарушениях артикуляционная гимнастика не является первостепенной задачей.
Упражнение «Жучок»
Ребенок следит за жучком (или другой игрушкой) и выполняет движения языком:
Жучок летит вверх – язычок поднимаем вверх;
Жучок летит вниз – язычок наклоняется вниз;
Жучок летит вправо – язык перемещается вправо;
Жучок летит влево – язык перемещается влево;
Жучок летит по кругу – язык двигается по кругу;
Жучок летит вперед – язык тянется вперед, жучок летит назад – язык прячется в рот.
Каждое упражнение выполняется по 5 -10 раз.
К артикуляционной гимнастике подключаем дыхательные упражнения.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосозвукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.
Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и направлять воздушную струю в нужном направлении.
Упражнение «Перчатка»
Взрослый на одноразовый стакан надевает медицинскую перчатку. В нижней части стакана делаем дырку и вставляем в неё трубочку. В этом задании мы отрабатываем сильную воздушную струю, надувая перчатку через трубочку.
Дополнительно можно отрабатывать слова:
Дую
Ура
Ещё
Я дую. Ты дуй!
Упражнение «Классики»
На полу раскладываем пазлы – классики или массажные коврики. Ребенок, шагая по классикам или коврикам, произносить один звук или звукосочетания.
Гласные звуки для произношения:
-а-, -о-, -у-, -и-.
В этом задании мы так же можем учиться :
-произносить слоги;
-произносить слова;
-произносить фразы;
-автоматизировать звуки.
Повторение слогов
Отличной тренировкой речи для ребенка будет произношение открытых (закрытых) слогов.
Детям с задержкой речевого развития рекомендуется произносить слоговые цепочки со звуками раннего онтогенеза: К, Н, Г, Х, Ф, В, П, Д, М, Т, Б и их мягкие варианты. После такой тренировки ребенку будет легче произносить эти слоги в свободной речи.
Желаю всем терпения, желания, успехов!