Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

«Запускаем» речь у неговорящего ребенка.

Консультация для родителей и педагогов.

Логопед:
О.Р. Авербах

Почему ребенок 4, 5-летнего возраста не говорит?

Тут одной причиной не объяснишь, равно, как и одним советом не обойдешься. Поэтому будем действовать комплексно.

Прежде всего необходимо выяснить, как ребенок понимает обращенную речь и как выполняет речевые инструкции.

Понимание речи — сложный процесс  начинается с восприятия речи (устной или письменной), затем восприятие переходит в понимание общего значение высказывания, наконец, в понимание смысла и подтекста этого высказывания.

Что входит в «понимание речи»:

-понимание значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, вы просите ребенка принести банан, и он его приносит);

-понимание значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (у тигра – полоски, а у льва – грива; ребенок знает это и не путает этих животных);

-понимание грамматических значений;

-понимание вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ играет девочка? КОГО ты сейчас покормил?

-понимание предлогов.

Упражнение «Имитация»

-Взрослый говорит ребёнку секретные слова: «Копай, звени, режь».

Если ребёнок слышит слово «Копай», то он имитирует копание.

Если слышит слово «Звени», то он показывает, как звенит колокольчик.

Если слышит слово «Режь», то имитирует резку ножом.

-Взрослый говорит сначала одно действие. Как только ребёнок хорошо справится с одноступенчатой инструкцией, то взрослый может добавить второе действие, затем третье действие. Ребенок показывает движения в той последовательности, в которой сказал взрослый.

Упражнение  «Сыщик»

-Взрослый кладет три предмета в одной стороне комнаты. Например, можно взять игрушки: киса, вата, ляля. Ребенок и взрослый находятся в другой стороне комнаты. Взрослый на ухо шепчет инструкцию: «Принеси не вату», «Принеси не кису и не лялю.»

Сначала ребенок исключает один предмет. Если хорошо справляется с одноступенчатой инструкцией, то взрослый в инструкцию добавляет второй предмет.

А теперь приступим к гимнастике!

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

Целью артикуляционной гимнастики является укрепление мышц речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Артикуляционная гимнастика в первую очередь нужна детям с диспраксией, дизартрией, тонусом мышц артикуляционного аппарата, при постановке звуков. Но следует отметить, что при некоторых речевых нарушениях артикуляционная гимнастика не является первостепенной задачей.

Упражнение «Жучок»

Ребенок следит за жучком (или другой игрушкой) и выполняет движения языком:

Жучок летит вверх – язычок поднимаем вверх;

Жучок летит вниз – язычок наклоняется вниз;

Жучок летит вправо – язык перемещается вправо;

Жучок летит влево – язык перемещается влево;

Жучок летит по кругу – язык двигается по кругу;

Жучок летит вперед – язык тянется вперед, жучок летит назад – язык прячется в рот.

Каждое упражнение выполняется по 5 -10 раз.

К артикуляционной гимнастике подключаем дыхательные упражнения.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосозвукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и направлять воздушную струю в нужном направлении.

Упражнение «Перчатка»

Взрослый на одноразовый стакан надевает медицинскую перчатку. В нижней части стакана делаем дырку и вставляем в неё трубочку. В этом задании мы отрабатываем сильную воздушную струю, надувая перчатку через трубочку.

Дополнительно можно отрабатывать слова:

Дую

Ура

Ещё

Я дую.  Ты дуй!

Упражнение «Классики»

На полу раскладываем пазлы – классики или массажные коврики.  Ребенок, шагая по классикам или коврикам, произносить один звук или звукосочетания.

Гласные звуки для произношения:

-а-, -о-, -у-, -и-.

В этом задании мы так же можем учиться :

-произносить слоги;

-произносить слова;

-произносить фразы;

-автоматизировать звуки.

Повторение слогов

Отличной тренировкой речи для ребенка будет произношение  открытых (закрытых) слогов.

Детям с задержкой речевого развития рекомендуется произносить слоговые цепочки со звуками раннего онтогенеза: К, Н, Г, Х, Ф, В, П, Д, М, Т, Б и их мягкие варианты. После такой тренировки ребенку будет легче произносить эти слоги в свободной речи.

 

Желаю всем терпения, желания, успехов!

Дата обновления страницы: 08.01.2024

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122