Воспитатель: О.Д. Бакаева
Как познакомить детей с зимующими птицами? Как интересно и увлекательно рассказать о них малышам? В какие игры можно поиграть? Эти и другие вопросы были тщательно продуманы при подготовке к лексической теме недели «Зимующие птицы».
Дети знают, что птицы бывают перелётные и зимующие; что птицам, которые остаются зимовать, нужна наша помощь. Вот мы и решили с ребятами больше узнать о зимующих птицах нашего поселка: где они живут, чем питаются, в чем нуждаются.
Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птицами на прогулке. Серия наблюдений даст им гораздо больше умственного развития, чем просто чтение рассказов о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма.
Нам представилась возможность увидеть на своем участке воробьев, синичек, сороку, снегиря, свиристель и дятла! Осторожно, пытаясь не спугнуть, мы вглядывались в них, пытаясь рассмотреть оперение, размер, услышать голоса.
А вечером эти птички голосами детей хвалились друг перед другом (составление описательного рассказа): «А у меня грудка красная! А головка черная!» — скажет Снегирь. «А у меня штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», — скажет Дятел. «А я воробышек — шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» — пропищит воробей.
Мы не только беседовали, но и театрализировали мини-диалоги о птицах, рисовали, конструировали, отгадывали загадки, играли в «птичьи» игры.
Считая птиц на кормушке, мы учились согласовывать числительные с существительными, подбирали определения к предметам, составляли предложения.
Эта тема имеет большое воспитательное значение, так как учит и детей, и взрослых заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Самый доступный и распространенный вид заботы о птицах — развешивание кормушек и их подкормка. Мы предложили родителям смастерить и развесить кормушки во дворе своего дома и не забывать подкармливать птиц всю зиму.
Так постепенно у детей начинает возникать желание заботиться, переживать и творить добрые дела.