Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Федосеева Наталья Викторовна (Консультации)

Серия консультаций «Кто есть кто?

Консультация 8: «Специалист по АВА — терапии»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Если вы  когда-нибудь сталкивались с ребенком с отклонениями аутистического спектра, или интересовались этой проблемой, то, возможно, уже знаете, что такое АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения). Однако АВА-терапия и ее элементы эффективно применяются к детям с различной, в том числе сложной структурой дефекта. Об этом методе идет много споров, разные специалисты нередко высказывают прямо противоположные мнения о нем.

Давайте разберемся, в чем заключаются плюсы и минусы этой методики.

Для чего нужна АВА-терапия? Она помогает детям:

  • лучше взаимодействовать с окружающими;
  • повысить способность к обучению;
  • скорректировать отклонения в поведении;
  • достичь нормального для детей конкретного возраста уровня развития интеллекта;
  • обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.

Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет — не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.

Все навыки, которые сложно освоить детям с расстройствами аутистического спектра, разбивают на маленькие блоки. Каждый из этих блоков ребенок осваивает отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Так дети учатся слушать и воспринимать речь, доносить свою мысль до собеседника и пр.

Эффективность использования методов АВА-терапии для аутистов доказана многочисленными научными исследованиями, опубликованными в рецензируемых журналах за последние несколько десятилетий. Однако споры вокруг этой методики не утихают. Утверждения о неэффективности методики зачастую основаны на личном опыте некорректного лечения. Нередко причина проблем в этих случаях — не сам метод, а низкая квалификация специалиста, нерегулярность и малая продолжительность занятий. Согласно результатам исследования Оле Ивара Ловааса, наилучшие результаты методика дает в случае, если ребенок уделяет занятиям 40 часов в неделю. Если же он тратит только 10 часов, польза АВА-терапии будет минимальной, а результаты, скорее всего, разочаруют родителей и учителей.

С чего начать АВА-терапию? С самого легкого. Ребенка просят выполнить простое действие (например, взять в руки игрушку) и сразу дают подсказку — показывают, как он должен это сделать. Специалист подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки. Каждый раз, когда ребенок делает то, о чем его просят, он получает награду. Все неудачные попытки игнорируются.

Когда специалист видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т.д.

После этого упражнение усложняют: простые действия начинают чередовать. Когда ребенок начинает действовать правильно и без подсказок, обучение снова усложняют. Теперь занятия проводят в непривычных местах — например, на улице. Затем меняются люди, которые просят ребенка выполнить упражнение: в обучение включают родителей, сестер, братьев и пр.

Обучение считается пройденным, если в результате занятий ребенок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения. Например, ему достаточно пару раз показать, как закрывать и открывать дверь ключом, чтобы он смог сделать это сам.

Преимущества методики:

  • Ребенок учится переносить нужную модель поведения из одной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
  • Хотя обучение занимает много времени, первые положительные результаты появляются сравнительно быстро.
  • Согласно исследованиям, около половины детей, прошедших обучение по программе АВА, могут учиться в обычных школах наравне со сверстниками.
  • Программа очень широка. Она дает все необходимые основы: в частности, ребенок усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и оттачивает навыки самообслуживания.

Недостатки методики:

  • АВА-терапия неэффективна, если ребенок боится чужих людей.
  • Методика работает только в случае, если ее используют правильно.
  • Перерывы в занятиях или сокращение их длительности может сказаться на результате.
  • Важно, чтобы родители тоже участвовали в работе и при помощи специалиста организовали дома корректную систему развития.
  • На детей с расстройствами аутистического спектра зачастую слабо действует поощрение. Важно понять, какая награда нужна ребенку, чтобы занятия приносили нужный результат.

Стоит учитывать, что АВА-терапия — один из самых эффективных методов обучения детей с расстройствами аутистического спектра, но для достижения результата нужен хороший специалист, владеющий данной методикой.

Источники:

https://urgaps.ru/news/524https://moluch.ru/archive/233/54207/ .


Консультация 7: «Кто такой дефектолог и чем он отличается от логопеда и психолога»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Этих специалистов часто путают, и не зря. Мы уже разобрали, чем занимаются логопед и психолог, а что делает дефектолог? Чем отличаются эти три специалиста, и что у них общего?

Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики, психологии. Дефектолог — специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития, это коррекционный педагог в области развития детской речи, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития.

В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:

  • Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
  • Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
  • Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
  • Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
  • Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.

При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что логопед – это дефектолог, специализирующийся на коррекции речевых нарушений. Да, логопед – дефектолог, так же как и сурдо-, и тифлопедагог – дефектологи. Это разные специализации дефектологического образования.

Однако рассмотрим деятельность учителя-дефектолога, работающего в образовательном учреждении без учета узкой специализации. Учитель-дефектолог, также как и учитель-логопед, владеет приемами работы по развитию речи, коррекции звукопроизношения и работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики, как психолог. Кроме того, дефектолог помогает детям закреплять знания, умения и навыки, которые ребенок получает от учителя, воспитателя. Таким образом, учитель-дефектолог – это универсальный специалист, который компетентен и в вопросах логопедии, и в вопросах психологии и призван дополнять работу этих двух специалистов, но не заменить ее.

К слову сказать, логопед на своих занятиях, также как и психолог, развивает все высшие психические функций. А психолог – развивает речь. И оба они, как и дефектолог, косвенно способствуют формированию математических представлений  и целостной картины мира, поэтому четко разграничить компетенции этих трех специалистов трудно, гораздо эффективнее, когда они работают вместе или сообща. Но во всех ли случаях нарушения речи нужна помощь дефектолога и психолога? Скажем так, если речь нарушена незначительно, нет органических поражений нервной системы человека и при этом психические процессы относительно сохранны, то для оказания коррекционной  помощи будет достаточно логопеда, в ином случае, следует привлечь всех трех специалистов.

Источники:

https://step.stim.by/informatsiya/roditelyam/91-defektolog-ili-logoped,  https://liqmed.ru/doctor/defektolog/


Консультация 6: «Чем занимается логопед»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Обсудив ряд врачей и специалистов, которые могут принять участие в коррекции речевых нарушений, хотелось бы подробнее остановиться на основном специалисте, занимающимся речью, логопеде. Тут, кажется, все понятно, логопед — это тот, кто ставит детям звуки. Однако, речь – это не только звукопроизношение, это и лексика, и грамматика, и связная речь, и слоговая структура, и даже чтение и письмо, а речь бывает нарушена не только у детей, но и у взрослых. Так кто же такой логопед и чем он занимается?

Логопед —  это специалист, как правило, с высшим дефектологическим образованием, который занимается выявлением, диагностикой и устранением дефектов речи, часто связанных с врожденными или приобретенными заболеваниями. Поле деятельности логопеда широко, и зависит от того, где (в детском саду, школе, поликлинике), и с кем (с детьми раннего, дошкольного, школьного возраста или со взрослыми) работает логопед.

В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи. К нарушениям письменной речи относятся все заболевания и патологические состояния, при которых пациент испытывает трудности во время разговора. Причинами этого могут быть как заболевания непосредственно речевого аппарата (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо и др.), так и нарушения нервной системы, то есть тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование и воспроизведение речи. К нарушениям письменной речи относятся заболевания, связанные с нарушениями письма или чтения.

Логопед занимается диагностикой и коррекцией таких нарушений, как: дисфония (нарушения голоса), брадилалия (патологическое замедление речи), тахилалия (ускоренная речь), дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата), ринолалия (нарушение звукообразования и тембра вследствие анатомического поражения верхних дыхательных путей), дизартрия (дефект речи, обусловленный нарушением иннервации речевого аппарата), заикание (частые повторения определенного звука либо появление пауз перед произнесением определенных звуков), алалия (отсутствие или недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте), афазия (отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи), дислексия (расстройство навыков чтения), дисграфия (нарушение письма).

В каких случаях следует обратиться к логопеду? Основными причинами обращения к логопеду являются неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, неправильная последовательность речи или полное ее отсутствие, заикание, нарушение чтения, нарушение темпа речи и другие. Причинами нарушения речи могут быть врожденные аномалии голосового аппарата, психологическая травма, перенесенный инсульт, черепно-мозговая травма и т. д. Поэтому, перед консультацией логопеда желательно провести полное обследование пациента и получить консультацию других специалистов – офтальмолога, невропатолога, психолога, оториноларинголога и др. После обследования пациента, логопед может посоветовать пройти: ЭЭГ (электроэнцефалографию), УЗДГ (ультразвуковую диагностику сосудов головы), МРТ (магнитно-резонансную томографию головного мозга), ЭхоЭГ (эхоэнцефалографию) или другие дополнительные исследования.

После проведения первичной диагностики, логопед составляет программу коррекции выявленных дефектов. В процессе коррекции в зависимости от типа нарушения и возраста пациента логопед может применять массаж речевого аппарата, артикуляционную гимнастику, дыхательные техники, пальчиковую гимнастику, речевые, подражательно-исполнительские, творческие, игровые упражнения и т.д.

Занятия с логопедом могут проводиться как индивидуально, так и группами. Курс занятий с логопедом может продолжаться от одного-двух месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести нарушений, а также стремления и стараний пациента исправить свой дефект.

Источники:  https://www.polismed.com/articles-logoped.html , Википедия.


Консультация 5: «Сенсорный терапевт – кто это»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Так называемый сенсорный терапевт – это специалист по сенсорной интеграции. Что же такое сенсорная интеграция? Говоря простым языком, это способность человеческого мозга воспринимать информацию от всех органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, равновесия и положения в пространстве), анализировать эту информацию, вырабатывать ответную реакцию.

При дисфункции сенсорной интеграции сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. По поведению ребенка в пространстве, по типу взаимодействия с внешними стимулами можно предположить в переработке (интеграции) каких именно ощущений у ребенка возникают трудности. Одни дети перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Так или иначе, нарушения сенсорной обработки лежат в основе многих проблем развития речи, движений, обучения, поведения. Сопутствующими проблемами могут явиться: проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем (плохое настроение или вспышки агрессии), неуверенность в себе, низкая самооценка.

В период до 7 лет ребенок наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Этот период самый благоприятный для упражнений по сенсорно-интеграционной коррекции. Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, представляет собой взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которое носит естественный характер и включает в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС.

Очень хорошо, если с ребенком, имеющим вышеперечисленные проблемы, работает группа специалистов, включающая сенсорного терапевта. Однако элементы сенсорной интеграции включают в свою работу и дефектологи, в том числе логопеды. Некоторые упражнения для сенсорной интеграции можете провести с ребенком и вы.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. Вы можете заместить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт.

Если ваш ребенок испытывает трудности в регулировании уровня своего возбуждения: часто ломает вещи, прыгает, бегает и, кажется, просто не может сидеть на месте, помогут упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазание по канату, толкание предметов или раскачивание. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам получить необходимую нагрузку. Игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

Детям, испытывающим проблемы со сном, могут быть полезны аппараты, производящие звуки природы, ароматические лампы, ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы, расслабляющая музыка, утяжеленные одеяла, физические нагрузки перед отходом ко сну, вибрирующие матрасы и подушки, спальные мешки. Ароматерапия – также отличное средство стимуляции, и в зависимости от того, какой запах вы выберите, взбодрит или расслабит ребенка.

Запаситесь полотенцами, салфетками и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их. Такие игры дают ребенку тактильную стимуляцию и ограничены только вашей фантазией.

Детям необходимо двигаться! Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) могут взбодрить малыша или наоборот успокоить. Для этого подойдут: батуты, водные качели, раскачивающиеся игрушки, самокаты, ролики, шведская стенка, большие терапевтические мячи.

Очень часто специалисты по сенсорной интеграции для стимуляции или успокоения ребенка используют вибрирующие изделия и игрушки, а также туннели и палатки.

Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка, обработка сенсорных стимулов центральной нервной системы. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

Использованные источники:


Консультация 4: «Кто такой телесный терапевт»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Понятие «телесный» или «телесно-ориентированный» терапевт появилось недавно, и, чтобы понять кто это такой, нужно знать, что такое телесно-ориентированная терапия. Телесная терапия, или терапия прикосновением – один из методов современной психологии, ее даже можно назвать психотерапией. Это направление рассматривает человека как целостную систему, в которой тело и психика связаны воедино. Поэтому, телесно-ориентированный терапевт — это специалист, который «лечит» тело через психическое воздействие на человека, а психику – воздействием на его тело.

Обычно этот специалист хорошо разбирается в психологии и/или психотерапии, массаже, оздоровительной гимнастике, дыхательных техниках, часто в область знаний входят медицина (возможно, нетрадиционная), спорт, цигун, йога. Он способен через изменение привычек, образа жизни пациента, правильное дыхание, расслабление «нужных» групп мышц помочь с решением проблем с мышцами, суставами, позвоночником, рядом соматических заболеваний. Подключив телесно-ориентированные практики, можно быстрее справиться со страхами, фобиями, паническими атаками, душевным дискомфортом, изменить привычки, убеждения. Таким образом, данный специалист может стать хорошим помощником психологу, психиатру, различным врачам, а может оказаться, что и его помощи окажется достаточно.

Телесно ориентированная терапия является эффективным методом коррекции речевых нарушений, в том числе логоневроза. Одной из техник терапии является массаж, в том числе артикуляционный и массаж лица, которые используют в своей практике логопеды. В последнее время все чаще можно заметить, что логопеды синхронизируют речь с движениями пальцев, тела ребенка, что является сочетанием методов телесной терапии и логопедии. Безусловно, учителя-логопеды достаточно мобильные специалисты, и стараются внедрять в свою практику элементы всевозможных современных методик, однако, коррекция будет проходить эффективнее, если с ребенком будет работать команда специалистов, включающая, в том числе и телесно-ориентированного терапевта.

Наше тело «записывает» все, что с ним происходит. Часто, «записанные» еще в детстве душевные травмы превращаются в мышечный зажим, который может «снять» с помощью специальных упражнений телесно-ориентированный терапевт. А если вы хотите телесно приблизиться к своему ребенку, наладить с ним отношения и эмоциональный контакт, следуйте следующим советам: чаще обнимайтесь, делайте друг другу массаж, дурачьтесь, деритесь подушками. Возможно, регулярно выплескивая различные чувства и эмоции и чувствуя рядом с собой понимающего взрослого, ребенок не накопит в себе зажимы и хронические мышечные напряжения.

Использованные источники: https://www.b17.ru/article/43881/ ;

https://cyberleninka.ru/article/n/rechevye-narusheniya-i-ih-korrektsiya-metodom-telesno-orientirovannoy-terapii/viewer 


Консультация 3: «Психолог или нейропсихолог»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Говоря о специалистах коррекционной педагогики, стоит упомянуть и наиболее современного, далеко еще не всем известного представителя, нейропсихолога. Исходя из названия профессии, можно предположить, что это тот же психолог, только имеющий особенную специализацию. Отчасти, так и есть. Чем нейропсихолог отличается от психолога, какие техники он использует в работе, и в каких случаях к нему следует обратиться, попробуем разобраться.

Нейропсихолог — это  специалист, который изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга, т.е. оценивает какие зоны мозга работают «правильно», а какие нет. Данный специалист должен иметь высшее клиническое образование, либо курсы по повышению квалификации в области нейропсихологии, знать анатомию центральной нервной системы, ее возрастные особенности, которые могут быть в тот или иной период жизни, методы нейропсихологической диагностики, а также способы коррекции.

Как и психолог, нейропсихолог — не врач. Однако психолог изучает эмоционально-волевую сферу, эмоционально-личностные проблемы: поведенческие проблемы, страхи, отсутствие взаимопонимания с взрослыми и сверстниками и т.д. Нейропсихолог занимается изучением мозговой анатомии и физиологии, заболеваний ЦНС и нейропсихологической диагностикой. Кроме того, выявляет проблемы и причины этих проблем у взрослых и детей, глубинные мозговые механизмы тех или иных сложностей в развитии, занимается нейропсихологической коррекцией.

Нейропсихолог способен диагностировать и корригировать физиологические предпосылки неуспеваемости ребёнка еще в дошкольном возрасте. В период школьного обучения он может оказать помощь в преодолении школьной неуспеваемости, если она не связана с пробелами в школьной программе, а зависит от рассеянности, отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности ребенка.

Когда же стоит обратиться к нейропсихологу?

Получить консультацию нейропсихолога необходимо, если ребенок:

✔плохо усваивает учебный материал;

✔быстро устает;

✔имеет проблемы с памятью и вниманием;

✔неусидчивый, суетливый или слишком медлительный;

✔в движениях выглядит неловким, неуклюжим;

✔проявляет себя как «непослушного», «трудного» в воспитании;

✔демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон;

✔двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

✔пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;

✔получил родовую травму (асфиксия, гипоксия, стремительные роды и др.); родился недоношенным;

✔имеет повышенный или пониженный мышечный тонус;

✔наблюдался и/или наблюдается у врача невролога;

✔имеет в анамнезе ММД (минимальные мозговые дисфункции), РЦОН (резидуальная церебральная органическая недостаточность), ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), ОНР (общее недоразвитие речи), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), УО (умственная отсталость)

✔мало ползал или не ползал совсем;

✔имел травмы головы.

Нейропсихологическая коррекция — эффективный немедикаментозный метод. Нейропсихолог строит программу компенсации, подбирает упражнения исходя из анамнеза онтогенеза ребёнка, его индивидуальных особенностей и возможностей, поэтому правильно подобранные упражнения дают устойчивые результаты!

Используемые источники: https://www.b17.ru/article/288780/

https://infourok.ru/user/semichenko-polina-nikolaevna/blog/psiholog-ili-neyropsiholog-121289.html

https://vk.com/topic-119987138_34158167


Консультация 2: «Психиатр, психотерапевт или невролог»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Продолжим разбираться в специалистах, чья помощь может понадобиться детям с проблемами речевого развития.

На прошлой консультации мы выяснили, что психолог, хоть и похож названием на психиатра, по сути, отличается от него уже тем, что не является медиком. А вот психиатр, психотерапевт и невролог – врачи.

Ближе всего по роду деятельности первые два специалиста. Психиатр занимается серьезными расстройствами психики и их медикаментозным лечением. Психотерапевт так же имеет диплом психиатра, но имеет дело в основном с невротическими проблемами (фобиями, глубокими депрессиями, неврастениями, паническими атаками и так далее) и использует как медикаментозные (например, антидепрессанты), так и немедикаментозные виды терапий. То есть, психотерапевт лечит заболевания психики легкой и средней тяжести, а психиатр – тяжелые.

Что же лечит невролог? Несмотря на ассоциацию с нервами, врач-невролог имеет лишь косвенное отношение к психологическому состоянию человека. В его ведении находится нервная система организма. Невролог знает все о строении спинного и головного мозга, механизме работы нервных волокон, патологических состояниях, возникающих в результате их нарушений. Этот врач имеет дело с инсультами, энцефалитами, мозговыми опухолями, невралгиями и остеохондрозами. Без него не обходятся курсы реабилитации после операций на мозге и переломов позвоночника.

Посетить детского невролога следует, если у дошкольника наблюдаются:

— быстрая утомляемость;

— головные боли различного характера;

— раздражительность;

— нарушение сна;

— недостаток познавательного интереса;

— головокружения, обмороки;

— нервный тик, шум в ушах.

Данные симптомы могут указывать на наличие определенных заболеваний нервной системы. Невролог проведет (или направит на проведение) необходимые исследования и, при необходимости, назначит курс терапии.

Важно своевременно, при появлении первых признаков, обратиться к специалисту, пока заболевание не усугубилось. Если вы не уверены, какой из специалистов вам нужен – обратитесь к педиатру. Он направит вас к тому узкому специалисту, который сможет помочь.

Источники:

https://www.b17.ru/article/who_is_who/

https://el-klinika.ru/v-chem-raznica-mezhdu-nevrologom-psikhia/

https://nervy-expert.ru/neurology/nevrologiya/detskij-nevrolog/

 


Консультация 1: «Психолог или психиатр»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

«Кто занимается нарушениями речи?» — спрошу я. «Конечно же, логопед!» — ответите Вы. И будете правы, но отчасти. Результаты работы учителя-логопеда гораздо выше, если он работает в команде. В ряде частных центрови некоторых специализированных   образовательных организациях крупных городов можно увидеть такие «команды», состоящие из: логопеда, дефектолога, психолога, иногда приходящих невролога и психиатра, и даже нейропсихолога и телесного терапевта.

Часто люди путают, чем же именно занимается каждый из них, а про некоторых даже не слышали.

Из этой серии консультаций Вы узнаете, кто же все эти люди и к кому из них следует обращаться в том или ином случае.

Начнем с более знакомых персон. У слов психиатр и психолог одинаковый корень, поэтому, не зная специфики работы данных специалистов, их можно перепутать. Объединяет их то, что они являются профессионалами в области изучения психики человека. Однако полномочия каждого четко обозначены, по этой причине они не могут быть взаимозаменяемы. Что же входит в зону ответственности каждого из них?

Семейные ссоры, конфликты в обществе, сложности в отношениях детей и родителей — все то, что касается трудностей во взаимоотношениях и проблем в поведении — поле деятельности психолога.

Это не врач, а человек, имеющий гуманитарное образование по предмету «психология». Он не пропишет вам лечение, однако многие проблемы в начальной стадии можно решить на уровне этого специалиста. Психолог лечит словом, основываясь на знании человеческой сущности. Он может проводить диагностику психологических заболеваний, однако не имеет права на психотерапевтические методы и медикаментозное лечение.

Детский психолог — специалист, который занимается изучением психологии ребенка, закономерности поведения, коммуникаций, общего развития и приобретения необходимых навыков. Он может помочь в выявлении особенностей развития ребенка, оценке его готовности к школе,развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Как понять, что ребёнку нужен психолог? Обратиться к психологу нужно:

— если ваш ребенок беспокоен или тревожен;

— при появлении психотравмирующей ситуации в окружении ребенка (развод, смерть, насильственные действия по отношению к ребенку);

— если есть неврологический диагноз, либо если есть хроническое заболевание;

— когда родители испытывают затруднения в общении с ребенком;

— для диагностики познавательных процессов и особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка.

Детские психологи не занимаются лечением психических недугов, в круг их обязанностей входит помощь с адаптацией в новом коллективе, решение разнообразных внутренних психологических и эмоциональных конфликтов, проведение тренингов, тестов и многое другое. Если детский психолог заподозрит наличие у ребенка психического заболевания, то он должен рекомендовать родителям обратиться за помощью к детскому психиатру.

В отличие от психолога, психиатр — медик. Это врач, специализирующийся на лечении психических заболеваний разной степени сложности.

Детский врач-психиатр является узким специалистом и проводит диагностику, лечение и профилактику психических заболеваний с учетом особенностей психики детей разного возраста при помощи различных методов современной медицины, в том числе и медикаментозно. Этот специалист занимается лечением поведенческих расстройств у детей, умственной отсталости, аутизма, шизофрении, фобий, эпилепсии, навязчивых идей и многими другими патологиями. Поставить точный диагноз ребенку возможно только после проведения комплексного обследования.

Показать ребенка психиатру стоит, если:

— речевое развитие ребенка «запаздывает», вместо речи использует жесты, часто повторяет услышанные где-то фразы;

— отсутствует или недостаточна реакция на человеческую речь, голос матери, собственное имя;

— ребенок не проявляет интерес к игрушкам, к игре в ее классическом понимании;

— игра долгое время остается примитивной (пересыпание, переливание, постукивание предметом о предмет);

— ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми;

— часто проявляет упрямство, негативизм, агрессию, вспыльчивость,  внезапные приступы возбуждения;

— вы замечаете у ребенка нетипичные действия: кручение и вращение игрушек и предметов, регулярное выстраивание их в цепочки, бег или ходьбу по кругу, манипулирование рукой взрослых, появление различных стереотипных действий;

— присутствуют расстройства сна, в том числе бессонница;

— наблюдается нарушение пищевого поведения;

— утрачиваются ранее приобретённые ребенком навыки и функции, заметны ухудшения памяти, концентрации, внимания;

— у ребенка появилась тревожность, страхи, паника, судороги;

— наблюдается частое «замирание», «зависание»;

— ребенок проявляет жестокость и агрессивность к насекомым, животным.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, или вы обнаружили у него несколько вышеперечисленных признаков и сомневаетесь, идти к специалисту или не идти, — сходите. Лучше вы услышите после первой консультации «У вас всё хорошо», чем запустите проблему так, что справиться с ней будет уже практически невозможно. Посетить специалиста необходимо при первых же подозрениях о возникновении проблемы – чем раньше начнется терапия, тем лучшими будут ее результаты.

Источники: 

Общая психология / Маклаков А.Г.. – 2008;

https://www.psyh.ru/psihiatr-dlya-rebenka-ne-upustite-moment/
© Наша Психология;

https://zen.yandex.ru/media/id/5c8003b42b32f500b4f2c9ca/5-sluchaev-kogda-rebenka-nujno-vesti-k-psihologu-5d8f839397b5d400aea590ca;

https://malyutka.net/2017/03/12-povodov-pokazat-rebenka-psihiatru.html;

https://ktovrach.ru/264-detskiy-psihiatr.html.

Серия консультаций «Мультфильмы в жизни детей дошкольного возраста»

Серия консультаций «Мультфильмы в жизни детей дошкольного возраста»
Консультация 9:
«Знакомство детей с устным народным творчеством через просмотр мультфильмов»
Учитель-логопед: Н.В. Найденова
В этой серии консультаций мы вспомнили, какими бывают мультфильмы, как смотреть их с детьми для наибольшей пользы, с помощью каких из познавательных мультфильмов можно развить речь ребенка.
В этот раз остановимся на пословицах и поговорках как средстве развития речи и обогащения словаря старших дошкольников.
Роль устного народного творчества в воспитании детей невозможно переоценить. Оно позволяет обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучить его традиции, усваивать морально-нравственные нормы поведения в обществе.
Одним из наиболее ценных для знакомства старших дошкольников с устным народным творчеством считаю анимационный альманах «Пословицы и поговорки». Это сборник веселых историй, народных сказок — в основе которых лежат русские народные «Пословицы и поговорки». Смешные, забавные истории с неожиданным финалом представлены в форме народного театра с декорациями и антуражем деревенского ярмарочного представления. В процессе просмотра дети познакомятся с такими народными сказками, о которых, думаю, слышали не все взрослые, с рядом пословиц и поговорок.
На материале альманаха можно донести до детей отличие между пословицами и поговорками, научить пересказывать увиденное, разыгрывать запомнившиеся моменты сказки.
Важно не просто смотреть мультфильм, а объяснять ребенку значение всех новых для него слов, разбирать ситуации, на которых разъясняется пословица, приводить дополнительные, более понятные ребенку примеры и случаи из жизни, которые также могут послужить иллюстрациями поговорки.
Перед просмотром следующей серии следует вспомнить предыдущую сказку, попросить ребенка пересказать ее, вспомнить и объяснить значение пословиц и поговорок из этой сказки, в том числе на конкретных примерах. Помните, что данный материал является достаточно трудным для усвоения ребенком, поэтому не ждите, что он с первого раза запомнит и перескажет все, о чем вы с ним говорили.
Приобщая ребенка к жанрам устного народного творчества таки способом, мы не только развиваем его речь и обогащаем словарный запас, но и формируем у него потребность в художественном слове, сознание этнической идентичности, то есть осознание того, что он принадлежит к русскому народу и является носителем русской культуры.


Консультация 8: «Как смотреть мультфильмы с детьми»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Итак, вы определились с тем, какой именно мультфильм хотите посмотреть с ребенком. Обсудим, как сделать это с максимальной пользой.

Расскажите малышу, о чём вы сейчас будете смотреть мультфильм. Рассказывайте с энтузиазмом, особенно если речь идёт о новом для ребёнка мультфильме, чтобы малыш заразился вашей идеей. Если ребёнок задаёт вопросы по ходу мультфильма, не игнорируйте их, а отвечайте сразу. В процессе просмотра мультфильма комментируйте происходящие в нем события. Побуждайте ребёнка к диалогу. Если вы смотрите мультфильм на ноутбуке или компьютере, можно нажать на паузу в нужном месте и поговорить об увиденном: о характере и настроении героев, об их взаимоотношениях, о природе и красках мультфильма, о поступках и помыслах персонажей. Если остановить просмотр невозможно, то лучше разговаривать о мультфильме до его просмотра, либо после, чтобы не рассеивать внимание.

Если в процессе просмотра вы замечаете, что выбранный вами мультфильм ребенку совсем не интересен, стоит задуматься – почему. Возможно, мультфильм не соответствует его возрасту и слишком прост, или наоборот, слишком сложен для него. В этом случае следует отложить данный мультфильм и подождать, пока ребенок подрастет. Может случиться и так, что мультфильм не нравится ребенку по другим причинам, у каждого из нас свои вкусы и предпочтения и навязывать выбранный вами мультфильм насильно не стоит.

После просмотра задавайте ребёнку самые разные вопросы: от вопросов на понимание сюжета до вопросов о впечатлении от мультфильма, симпатии к героям, вынесенном уроке. Поясните ребенку непонятные моменты, проговорите какие-то сложные места. Примерные вопросы:

«Как ты понял эту фразу?»

«Как ты думаешь, почему герой так поступил?»

«Что бы ты сделал в такой ситуации?»

«Прав персонаж в данном случае или нет, как ты считаешь?»

Обсуждение мультфильмов сближает взрослых с детьми и помогает выстроить доверительные отношения. Задавая вопросы и делясь впечатлениями после просмотра, родители узнают, что волнует ребенка и таким образом могут лучше его понять.

Оттолкнитесь от содержания мультика и устройте комплексное занятие сразу после просмотра. Например, вы можете:

  • нарисовать или смастерить из подручного материала героев мультика,
  • положить мультяшную историю в основу сюжетно-ролевой игры или викторины «вопрос-ответ»,
  • придумать свой вариант продолжения мультфильма.

Не злоупотребляйте мультфильмами. Не стоит каждый день просматривать и обсуждать новый мультфильм. Лучше повторно пересмотрите и обсудите еще раз, просмотренный накануне мультфильм для более глубокого осознания сюжета или закрепления новой лексики, правил, если мультфильм нес познавательную нагрузку, попросите ребенка пересказать увиденное, сославшись на то, что вы плохо помните.

Чаще всего мультики включают тогда, когда нужно «занять ребенка» (пока мама готовит, убирается, работает и т.п.). А вы попробуйте смотреть их, когда хотите «заняться ребенком», то есть побыть вместе и поиграть. Совместный досуг может стать хорошей почвой для сближения, даст темы для разговоров, позволит ненавязчиво транслировать сыну или дочери, «что такое хорошо и что такое плохо», при обсуждении сюжета, героев, их поведения.

Использованные источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/02/08/kak-pravilno-smotret-multfilmy-vmeste-s-detmi,

https://razvivash-ka.ru/kak-pravilno-smotret-multfilmy-s-rebenkom/,

https://www.7ya.ru/article/Kak-smotret-multfilmy-s-polzoj-7-voprosov-dlya-obsuzhdeniya-s-rebenkom/.


Консультация 7: «Мультфильмы для развития речи дошкольников»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Из предыдущих консультаций вы смогли узнать названия и краткое содержание познавательных мультфильмов и мультсериалов,  которые можно посмотреть с дошкольниками разного возраста и убедиться, насколько познавательные мультфильмы разнообразны.

Несмотря на многообразие и разнонаправленность подобных мультфильмов, при правильном просмотре и помощи взрослых практически все они способствуют формированию мировоззрения, развитию мышления, воображения, памяти, расширению словарного запаса. Для логопеда наиболее важным является развитие речи. Поэтому, в этот раз выделю мультфильмы, направленные на развитие того или иного компонента речи, а также направленные на знакомство художественной литературой.

Расширить лексический запас, познакомившись с названиями частей автомобиля и инструментов самые маленькие зрители смогут посмотрев поучительный мультсериал «Доктор Машинкова». На простых примерах Доктор Машинкова расскажет детям о необходимости дорожных знаков и их значении. В каждой серии к Доктору будут обращаться различные пациенты, которые не соблюдали правил и из-за этого попали в непредвиденную аварию. Разобрав каждый случай, Машинкова укажет на допущенные ошибки водителей и расскажет, как необходимо было поступить в той или иной ситуации. При просмотре данного мультсериала дети начинают различать виды машин, узнают об их предназначении, о простых законах механики, учатся различать инструменты, запоминают названия частей и деталей машины, развивают логическое мышление, запоминают цвета, учатся считать и многое другое. Вместе с Доктором детки начнут узнавать о простых законах механики, научатся различать необходимые инструменты, запомнят самые важные части и детали машины, а также поймут их предназначение.

С помощью Канадского сериала «Лесная книга» (в оригинале он называется Big Bear and Squeak), маленькие зрители, отгадывая животное по названиям и описанию частей его тела, смогут обогатить свой лексический запас словами по теме «животные», а также научиться загадывать подобные загадки сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Серий у сериала много, они маленькие, буквально по 5 минут, но довольно информативные. Как советуют сами создатели сериала, его можно включать 2-5 летним детям перед походом в зоопарк, например. В каждой серии рассказывается про одно какое-то животное.

Для расширения словарного запаса детей постарше можно использовать испанский сериал про животных «Зоопарк» («Zoo mix»). У него много серий по 5 минут длительностью, каждая из которых знакомит малышей с разными животными, рассказывая о них только реальные факты. Да причем такие, которые ребенок точно запомнит и вам перескажет: вот вы, например, знали, что у дождевого червя пять сердец, а коровы дальтоники — не различают красный цвет, а у морских звезд нет мозгов? Поэтому сериал очень хорошо подойдет для  пересказов детьми. В одной серии рассказывается о двух животных сразу.

Как легко и просто познакомить старших дошкольников с достаточно серьезными произведениями классиков? Конечно же, с помощью мультсериала российского производства «Волшебный фонарь»  (2015 год выпуска). Погружаясь в волшебную атмосферу, дети услышат и увидят классические произведения Дойля, Дюма, Кэррола, Свифта, Верна, Дефо, Уэллса, которые, кстати, пригодятся в школе. Мультсериал представляет собой как бы фильм в фильме, где главными героями, пятилетним Митей и его семилетней сестрой Катей, пересказывается литературная классика в адаптированной для детского восприятия форме.

Из мультфильма «Путешествия Адибу: Как устроен человек» (Франция, 2006 год) ребята узнают названия различных, даже самыч небольших частей своего тела. Мальчик по имени Адибу волшебным образом попадает внутрь человеческого тела. Он узнаёт, как работают важнейшие органы, и какие процессы протекают в организме. Также мультсериал наполнен полезной информацией о строении человека и здоровье каждого из нас.

Пословицы и поговоркиособенный жанр фольклора. Эти народные высказывания имеют глубокий смысл и представляют прекрасный материал для развития речи. Все согласятся, что русские народные пословицы и поговорки очень меткие. А вот, что они подразумевают, порой сразу не сообразить. Постигая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной речи.  Наглядные истории мультфильма «Пословицы и поговорки» (Россия, 2009 год)  помогают проникнуть в суть народной мудрости. Понимая суть, легко потом применять  пословицы к месту при необходимости.

Для знакомства ребенка с таким литературным произведением как библия, может подойти мультсериал «10 заповедей» (США, 2007 год). Десять заповедей, данные Богом Моисею — это пограничные столбы для людей, чтобы жить без греха и перейдя которые можно навлечь на себя неприятности. Этот сериал дает упрощенную версию толкования библейских событий — в таком варианте детям будет проще понять, что такое Библия и усвоить суть заповедей.

Познавательный мультсериал «Уроки тётушки Совы» – кладезь полезных знаний и незаменимый помощник современного ребёнка. Тётушка Сова – самая умная птица на свете. Добродушная, строгая, но справедливая, она с удовольствием обучает детишек по всему миру. В простой и доступной форме, с помощью сказочных персонажей, знакомит детей с самыми разными областями знаний, а также с основами этикета, эстетики и безопасности поведения. Сова рассказывает ребятам о правилах дорожного движения, произведениях искусства, географии, временах года, учит английскому и немецкому алфавитам, показывает упражнения для утренней гимнастики. Ребята узнают, что такое настоящая дружба, как уберечь себя от опасностей окружающего мира, почему не надо бояться врачей, как правильно вести себя дома, во дворе или детском садике. Для развития речи детей следует обратить внимание на «рассказы тетушки Совы по развитию речи», а также на ее «Азбуку-малышку».

Уроки русского языка по подготовке к обучению для дошкольников можно найти и в сериале «Шишкина школа». Также можно обратиться к занимательным урокам азбуки и чтения из серии  «Занимательные уроки Роберта Саакянца».

Занятия по развитию речи, в том числе и домашнее можно построить не только по вышеперечисленным, но и любым другим мультфильмам, грамотно построив беседу после их просмотра. Как именно – обсудим в следующей консультации.

 

Использованные источники: https://urok.1sept.ru/articles/596655,

https://392.tvoysadik.ru/site/pub?id=59, http://vokrugsemyi.ru/luchshie-multfilmyi/multserialyi-dlya-malyishey, https://zen.yandex.ru/media/detidoma/10-poznavatelnyh-multserialov-kotorye-stoit-posmotret-s-detmi-5d2ad35ec7e50c00adbea9c4, https://lifehacker.ru/poznavatelnye-multiki/,

https://oum.video/videos/multfilm-opasnoe-pogruzhenie/, https://ru.wikipedia.org/wiki/, https://www.kinopoisk.ru/series/,

https://losyash-library.fandom.com/ru/wiki/Пин-Код.,  https://whatisgood.ru/tv/cartoons/multfilmyi-proekta-obshhee-delo/ .

 

 


Консультация 6:«Выбор познавательных мультфильмов для своего ребенка. Мультфильмы для детей 6-7 лет»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Из этой консультации вы сможете узнать названия и содержание познавательных мультфильмов и мультсериалов,  которые можно посмотреть с детьми подготовительных к школе групп и даже младшими школьниками. Итак, «взрослым» дошкольникам будет небесполезно посмотреть:

 «Новаторы»

Российский научно-фантастический мультсериал, рассказывающий о путешествиях во времени четверки друзей, один из которых прибыл из космоса. Однажды на головы, то есть на чердак, школьников Фила и Наны, брата и сестры, свалился инопланетянин. Летающая тарелка сломалась, и галактический гость должен был совершить экстренную посадку. Ребята пытаются помочь Нео починить его аппарат и предлагают в качестве источника запчастей старый холодильник.

Вместо того, чтобы отремонтировать корабль, Нео сооружает из холодильника машину времени. Прихватив с собой Теслика, ручного хомячка, ребята отправляются в путешествие во времени. В увлекательнейших странствиях по разным эпохам друзей ждут новые открытия, знакомства, опасности и трудности, выход из которых путешественникам помогут найти реальные, запатентованные изобретения российских умельцев и ученых.

Мультфильм «10 заповедей» 

США, 2007 год. Десять заповедей, данные Богом Моисею — это пограничные столбы для людей, чтобы жить без греха и перейдя которые можно навлечь на себя неприятности. Этот сериал дает упрощенную версию толкования библейских событий — в таком варианте дети легче усвоят суть заповедей.

«Хотим все знать»

Еще один замечательный сериал получился по книге Дэвида Маколи «Как все устроено». Правда, в русском дубляже его назвали «Хотим все знать!». Сериал состоит из 24 эпизодов, каждый из которых рассказывает о том, как действует тот или иной закон физики и  помогает понять, как устроены механизмы вокруг нас — от рычагов до самолетов. Проект был создан в 2004 году, совместным производством Германии, Франции и Великобритании. Все происходит не в закрытой лаборатории, на острове настоящих Мамонтов и любознательных островитян. Пожалуй, нет приятнее занятия, чем получать новые знания весело и играючи.

 «Семья почемучек»

 Франция, 1996 год. Настоящий познавательный сериал для всей семьи. На многочисленные вопросы мальчика, ответы дают все взрослые члены семьи, в зависимости из какой области вопрос и кто в чем силен.

«Волшебный школьный автобус» 

Сначала появилась серия образовательных книг в формате комикса, в которой в увлекательной форме читатели знакомились с разными местами на планете и в космосе. Учительница с необычными способностями и волшебным школьным автобусом уменьшала или увеличивала своих учеников до нужного размера и отправлялась с ними прямо внутрь человеческого тела или под толщу океана, в пчелиный улей или в пещеру к летучим мышам… Книги написала Джоанна Коул.  В 1994 году вышел познавательно-приключенческий сериал «Волшебный школьный автобус»,. В 2017 году был сделан ремейк сериала, который называется «Волшебный школьный автобус снова в деле».

«Жили-были… Первооткрыватели» 

Франция, 1994 год. Главные герои — Маэстро и его спутники-дети — перемещаются во времени, чтобы познакомиться с изобретателями, учёными и их открытиями, которые изменили мир. Мудрым и ученым людям всегда есть о чем рассказать и зачастую их изобретения и открытия изменяют мир вокруг. Путешествие начинается с Древнего Китая и заканчивается полётом на Луну. Архимед, да Винчи, Галилей, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Пастер, Эйнштейн — вот неполный список великих людей, с которыми повстречаются зрители.

«ЖилибылиИскатели»

Франция, 1996 год. 26 серий по 25–26 минут. В продолжении сериала речь идёт о смелых путешественниках, которые исследовали новые земли и совершили великие географические открытия. Среди них — Александр Македонский, Эрик Рыжий, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Христофор Колумб.

 «Жила-была… жизнь» («Наша жизнь»)

Классика образовательной мультипликации — французский сериал «Жила-была жизнь» режиссера Альбера Барийе. Он вышел в 1987 году и стал третьим в цикле познавательных сериалов «Жили-были…», объединенных общими персонажами. В 26 эпизодах «Жила-была жизнь» в приключенческой форме рассказывается о строении тела человека, о процессах, происходящих внутри него. Хорошие ребята, которые работают на благо организма, представлены как элементы тела человека, а плохие парни, которые хотят причинить организму вред и ищут для этого лазейки, это, конечно же, болезнетворные бактерии и вирусы. Детям интересно смотреть этот сериал, поскольку познавательный контент замаскирован в художественную игровую форму: наш организм сравнивается с городом, сообществом — белые клетки выполняют работу полиции, мозг — главный менеджер всей структуры, ферменты — рабочие, макрофаги — уборщики и так далее. Мультфильм довольно подробно и научно объясняет строение ДНК, синтез белка, значение лимфоцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, гормонов…

 «Жили-был человек»

Задолго до сериала «Жила-была жизнь…», в 1978 году, Альбер Барийе создал цикл «Жили-был человек». Это был самый первый проект образовательной анимации французского режиссера, за которым потом последовали и «Однажды в космосе», и «Жили-были первооткрыватели», и «Жили-были искатели», и «Жила-была жизнь», и «Жили-были американцы», и «Жили-были… планета Земля». Сериал рассказывает о мировой истории в формате понятном детям.

 «Одна минута в музее»  

Необычным проектом, посвященным искусству, является сериал «Одна минута в музее». Суть сериала прекрасна: каждая серия длится буквально одну минуту, и за это время персонажи, останавливаясь возле какой-либо картины, скульптуры или античной вазы, задают о ней такие вопросы, которые задали бы сами дети! Быстрый информационный формат в запоминающейся манере познакомит вас и ваших детей с выдающимися произведениями, хранящимися в мировых музеях, и наверняка разовьет интерес к искусству.

«Исторические личности. Анимированная энциклопедия» 

США, 1991 год, 20 серий по 25 минут. Каждая серия — это краткая и увлекательная история выдающегося человека и его достижений. Дети узнают об изобретениях Леонардо да Винчи и Томаса Эдисона, путешествиях Христофора Колумба и Марко Поло, подвигах Жанны д’Арк, музыке Людвига ван Бетховена, открытиях Марии Кюри и многом другом.

«Коля, Оля и Архимед»

Советский мультфильм, длительностью 19 минут. Школьники Коля и Оля попадают в древнегреческий город Сиракузы, где знакомятся с легендарным Архимедом. Учёный демонстрирует ребятам свои изобретения и в занимательной форме объясняет законы механики. А потом помогает вернуться обратно, в XX век.

«Рассказы старого моряка»

СССР, 1970–1972 годы. 3 серии по 18 минут. В первой серии познавательно-приключенческого цикла «Необычайное путешествие» старый моряк знакомит детишек с морскими обитателями. Во втором эпизоде «Необитаемый остров» героев заносит в XVII век, к пиратам Карибского моря. Но знания истории и биологии помогают путешественникам выйти сухими из воды. Третья часть «Антарктида» посвящена истории открытия континента, его климату и обитателям.

«Смешарики Пин – код»       

Пин-Код — ответвление мультсериала «Смешарики», целью которого является развитие интереса к изобретательству, программированию и науке у детей. В центре сюжета находится изобретённый Пином корабль «Шаролёт» и его экипаж, состоящий из основных персонажей оригинального мультфильма. Серии посвящены различным ситуациям: как нелепым, так и чрезвычайно опасным, а в процессе решения героями возникающих задач раскрываются и объясняются интересные факты о мире и его устройстве.

Действия мультсериала «Пин-Код» происходят как в Стране Смешариков, так и за её пределами. Много времени смешарики проводят в космосе, где изучают различные звёзды и планеты. В некоторых сериях бывают на незнакомых им островах: Острове КрошаОстрове со скалойСеверном Острове и др. В ряде серий некоторые смешарики путешествуют по организму другого смешарика при помощи уменьшающего модуля. В серии «Хранительница» герои и летали в Арктику.

«Команда Познавалова»

Как рассказать ребенку о вреде употребления алкоголя и сигарет? Конечно, отправиться вместе с ним в необыкновенное приключение по организму человека, чтобы своими глазами увидеть, как спиртное и табак разрушают здоровье людей. Мультфильмы «Опасное погружение» и «Тайна едкого дыма» формируют у ребёнка ценность здорового трезвого образа жизни, а также показывают основные приёмы, с помощью которых людям навязывают вредные привычки. Основная целевая аудитория мультфильмов — дети от 6 до 12 лет, однако, научная информация, поданная в игровой форме методом простых образов, позволит развеять многие заблуждения не только детей, но и взрослых.

Приятного просмотра!

Использованные источники: https://392.tvoysadik.ru/site/pub?id=59, http://vokrugsemyi.ru/luchshie-multfilmyi/multserialyi-dlya-malyishey, https://zen.yandex.ru/media/detidoma/10-poznavatelnyh-multserialov-kotorye-stoit-posmotret-s-detmi-5d2ad35ec7e50c00adbea9c4, https://lifehacker.ru/poznavatelnye-multiki/,

https://oum.video/videos/multfilm-opasnoe-pogruzhenie/, https://ru.wikipedia.org/wiki/, https://www.kinopoisk.ru/series/,

https://losyash-library.fandom.com/ru/wiki/Пин-Код.,  https://whatisgood.ru/tv/cartoons/multfilmyi-proekta-obshhee-delo/ .


Консультация 5:«Выбор познавательных мультфильмов для своего ребенка. Мультфильмы для детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Из этой консультации вы сможете узнать названия и содержание познавательных мультфильмов и мультсериалов,  которые стоит посмотреть с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Итак, ребятам будет небесполезно посмотреть:

«Зоопарк»

Испанский сериал про животных «Zoo mix» невероятно милый! У него много серий по 5 минут длительностью, каждая из которых знакомит малышей с разными животными, рассказывая о них только реальные факты. Да причем такие, которые ребенок точно запомнит и вам перескажет: вот вы, например, знали, что у дождевого червя пять сердец, а коровы дальтоники — не различают красный цвет, а у морских звезд нет мозгов?.. В одной серии рассказывается о двух животных сразу.

«Волшебный фонарь»  

Мультсериал Российского производства, 2015 года выпуска. Ожившая ностальгия по детству наших бабушек — они перед сном смотрели сказки на диафильмах. Погружаясь в волшебную атмосферу, дети услышат и увидят классические произведения Дойля, Дюма, Кэррола, Свифта, Верна, Дефо, Уэллса, которые, кстати, пригодятся в школе. Мультсериал представляет собой как бы фильм в фильме, где главными героями, пятилетним Митей и его семилетней сестрой Катей, пересказывается литературная классика в адаптированной для детского восприятия форме.

«Смешарики: Азбука дружелюбия» 

Мультсериал Российского производства, 2011 года.  Если бы все умели слушать, то избежали бы многих проблем. Со стороны видно лучше и разобраться что к чему помогут наши популярные эксперта — Смешарики. Очень полезные серии не только для детей.

«Путешествия Адибу: Как устроен человек»

Франция, 2006 год. 40 серий по 5 минут. Мальчик по имени Адибу волшебным образом попадает внутрь человеческого тела. Он узнаёт, как работают важнейшие органы и какие процессы протекают в организме. Мультсериал напичкан полезной информацией о строении человека и здоровье каждого из нас.

«Профессор Почемушкин» 

Россия, 2013 год. Цикл анимационных  образовательных мини-мультфильмов. Сережа Почемушкин — это семилетний мальчик, который не может усидеть на месте – ведь вокруг так много интересного! За пытливость ума и любознательность родные прозвали Сережу Профессором. На любой вопрос, даже самый заковыристый (Почему тает снег? Откуда берутся червяки? Зачем крокодилу хвост? Кто зажигает звезды?), а у детей их всегда миллион, у профессора Почемушкина найдется ответ. В мультфильме объясняется, откуда взялись многие известные выражения.

 «Пословицы и поговорки» 

Россия, 2009 год. Все согласятся, что русские народные пословицы и поговорки очень меткие. А вот, что они подразумевают, порой сразу не сообразить. Наглядные истории помогают проникнуть в суть народной мудрости. Понимая суть, легко потом применять  пословицы к месту при необходимости.

«Почемучка» 

Россия, 2008-2012 годы. Сериал включает в себя 170 серий по 12–13 минут. Брат и сестра, Лена и Сережа — любознательные школьники, их интересует, особенно Сережу, происхождение предметов  вокруг них. И в поисках ответов им помогает компьютер, ведь папа в командировке, а мама на работе, а ответ получить хочется. Внутри их домашнего десктопа живут Бит и Байт, которые подчиняются мудрому Процессору. Первые 44 серии герои выясняют, почему светит Солнце, что такое давление, как работает электрическая лампочка, как предсказывают погоду и другие подробности из школьного курса физики и географии. Следующие 52 эпизода посвящены компьютерным технологиям. А затем сюжет надолго качнулся в сторону астрономии.

 «Фи́ксики»

Российский компьютерный мультипликационный сериал. Создан по мотивам повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Мультсериал рассказывает о приключениях маленьких человечков — фиксиков, которые живут внутри различных приборов и техники, содержат её в порядке и отлично знают, что и как устроено. Главные герои мультсериала — мальчик ДимДимыч, которому удалось подружиться с фиксиками Симкой и Ноликом. Узнавать больше о разных вещах им помогают старшие фиксики — их родители Папус и Мася, а также дедушка Дедус. В то же время ДимДимыч должен хранить секрет существования фиксиков от всего человечества и защищать от своей собаки Кусачки. Мультсериал в лёгкой занимательной форме объясняет детям, что и как устроено в нашем техногенном мире. Что такое флэшка? Почему на компьютерном диске помещается сразу несколько мультфильмов? Как работает пульт дистанционного управления? Каждая серия посвящена одному из приборов или устройству, будь то холодильник, флэш-карта или диск. С фиксиками дети в игровой форме смогут узнать много интересного о знакомых вещах, научиться бережному и безопасному использованию привычной, но достаточно сложной техники.

 «В мире дикой природы»  

США, 2000 год. Сегодня многие дети не имеют представления об окружающем мире — из дома, от компьютера и выходить порой не хочется. А уж про повадки диких зверей они и не подозревают. Этот сериал помогает пробудить интерес к миру дикой природы. Подробно о повадках животных, птиц, насекомых узнают ребята, посмотрев эти увлекательные истории. Мультфильм не ограничивается земными видами, есть рассказы об обитателях водного царства. Помимо познаний о мире животных, этот сериал вызывает желание заботиться о братьях наших меньших.

«Уроки тетушки совы»

Познавательный мультсериал «Уроки тётушки Совы» – кладезь полезных знаний и незаменимый помощник современного ребёнка. Тётушка Сова – самая умная птица на свете. Добродушная, строгая, но справедливая, она с удовольствием обучает детишек по всему миру. В простой и доступной форме, с помощью сказочных персонажей, знакомит детей с самыми разными областями знаний, а также с основами этикета, эстетики и безопасности поведения. Сова рассказывает ребятам о правилах дорожного движения, произведениях искусства, географии, временах года, учит английскому и немецкому алфавитам, показывает упражнения для утренней гимнастики. Ребята узнают, что такое настоящая дружба, как уберечь себя от опасностей окружающего мира, почему не надо бояться врачей, как правильно вести себя дома, во дворе или детском садике.

 «Занимательные уроки Роберта Саакянца»

Армения, 2004–2009 годы, 21 серия по 40–45 минут. Роберт Саакянц создал культовые советские мультфильмы «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене…», «Ишь ты, масленица!». И ещё более 50 анимационных лент. В последние годы жизни Саакянц увлёкся образовательным проектом. Под его именем вышли 45-минутные «уроки» всемирной истории, физики, химии, арифметики, геометрии, астрономии. Для самых маленьких есть занимательные уроки азбуки, чтения и счёта.

«Интересные факты» (Бибигон)

Россия, 2009 год. 99 серий по 20 секунд. Сериал претендует на звание рекордсмена по самому короткому эпизоду. На один интересный факт — 20 секунд экранного времени. Важно всё-таки не смотреть все серии сразу, чтобы в голове не возникла мешанина. Дозируйте информацию: для каждого раза достаточно и одной минуты.

 «Спроси у Альберта»

Немецкий образовательный сериал для  маленьких зрителей. Основная мысль, которую сериал пытается донести, — воспитание экологического сознания, бережное отношение к природе, сознательное использование ее ресурсов. Да, на эти, казалось бы, взрослые темы можно в простой и увлекательной манере говорить с малышами. Альберт — это уникальное создание немецких мультипликаторов: розовое существо, похожее на птицу, но умеющее плавать, как рыба, и способное хорошо себя чувствовать на любой высоте и глубине, путешествует по планете и рассказывает зрителям о том, как она устроена. Что такое круговорот воды в природе, как связаны между собой вода и погода, чем важны птицы и растения, какие существуют источники энергии, почему важно перерабатывать мусор, почему вымерли динозавры, откуда произошли люди и многое-многое другое, что может быть интересно дошкольникам.

 «Семья почемучек»

Французский познавательный сериал для малышей. Концепция сериала выстраивается вокруг Виктора, младшего члена большой семьи, который все время задает вопрос «почему?..» своим родственникам. А они стараются понятно и подробно на него ответить. Виктор имеет широкий спектр любознательности, так что родственники подкованы в вопросах техники, ботанике, зоологии, географии, геологии, астрономии, анатомии… Виктор (и вместе с ним маленькие зрители) узнает о том, как вода становится паром, как из семян вырастают разные растения, как работают батарейки, зачем человеку нужен сон, как волосы и ногти защищают нас, почему реки текут в океан, и откуда вообще берется вода, и почему человек не улетел еще никуда дальше Луны, и почему Луна не всегда круглая, и как образовалась Земля, почему извергаются вулканы, как образуется радуга, почему светят звезды, как у цветов появляется краска и многие другие «как?», «зачем?» и «почему?». Возрастной рейтинг у сериала без ограничений, так что бабушкам и дедушкам на пенсии тоже понравится, освежит какие-то знания.

Приятного просмотра!

Использованные источники:

https://kino.mail.ru/series_806687_uroki_tetushki_sovi/ ;

https://www.ivi.ru/watch/doktor_mashinkova;

https://megogo.ru/ru/view/2198141-doktor-mashinkova.html;

https://ru.wikipedia.org/wiki/.


Консультация 4:«Выбор познавательных мультфильмов для своего ребенка. Мультфильмы для детей младшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

В предыдущих трех консультациях мы обсудили: нужны ли детям мультфильмы, какую пользу и какой вред они могут принести ребенку, какими бывают мультфильмы и как их производят.  В последней консультации мы остановились на познавательных мультфильмах и увидели, какой большой их выбор существует на просторах интернета.  Какой из них выбрать для просмотра своему ребенку? Это зависит от цели просмотра и возраста ребенка. Чему бы вы хотели научить свое чадо в процессе просмотра – решать вам. Для облегчения выбора представлю обзор познавательных мультфильмов по возрастам.

В этой консультации расскажу подробнее о мультфильмах для детей младшего дошкольного возраста. Итак, малышам можно посмотреть:

«Доктор Машинкова»

Поучительный мультсериал поможет маленьким зрителям узнать интересные факты о правилах дорожного движения, об устройсте автомобилей, мотоциклов и других транспортных средствах. На простых примерах Доктор Машинкова расскажет детям о необходимости дорожных знаков и их значении. В каждой серии к Доктору будут обращаться различные пациенты, которые не соблюдали правил и из-за этого попали в непредвиденную аварию. Разобрав каждый случай, Машинкова укажет на допущенные ошибки водителей и расскажет, как необходимо было поступить в той или иной ситуации. При просмотре данного мультсериала дети начинают различать виды машин, узнают об их предназначении, о простых законах механики, учатся различать инструменты, запоминают названия частей и деталей машины, развивают логическое мышление, запоминают цвета, учатся считать и многое другое. Вместе с Доктором детки начнут узнавать о простых законах механики, научатся различать необходимые инструменты, запомнят самые важные части и детали машины, а также поймут их предназначение.

«Домовенок Плюх»

Этот домовенок сродни ребенку, он и ростом мал — добрый малый, который хочет быть полезным, но все выходит наперекосяк. Как и у детей, желания помочь много, а знаний не достает. Однако это дело времени. Мультфильм Белорусского производства, 2014 года подойдет для просмотра самыми маленькими зрителями.

«Лесная книга»

Канадский сериал «Лесная книга» раньше шел на канале Карусель. В оригинале он называется Big Bear and Squeak, снят был в 2012 году. Серий у сериала много, они маленькие, буквально по 5 минут, но довольно информативные. Всего вышло 53 эпизода. Как советуют сами создатели сериала, его можно включать 2-5 летним детям перед походом в зоопарк, например. В каждой серии рассказывается про одно какое-то животное. Которое еще надо угадать!

«Ангел Бэби»

Мультфильм Российского производства, 2015 года.

При рождении каждому человеку дается ангел-хранитель. Но есть еще и темный ангел, который постоянно подбивает на темные делишки и сбивает с толку. Ангелы в этом сериале приходят внезапно, когда требуется их вмешательство. Они помогают ребятам в исполнении желаний, помогают перенестись во времени и пространстве. Чаще всего, происходящее с ребятами — это не просто приключение, а приобретение полезного опыта и возможность посмотреть на себя со стороны в непростых жизненных ситуациях и сделать правильный выбор.

«Веселые мишки» 

Мультфильм Российского производства, 2007 года.

 Два медведя, приятели, однако такие разные — один практичный и понимающий, что из чего получается, а второй — изобретатель, пытающийся облегчить жизнь с помощью изобретений. Но в итоге получается, что все его потуги приводят к обратному результату. Выходит, что не зная общих правил, можно легко зайти в тупик и придется заниматься исправлением последствий. Самонадеянность и уверенность — это здорово, но не гарантирует результат.

«Истории папы Кролика»

Мультфильм Французско-канадского производства, 2001 года.

 Позитивный сериал о дружной семье кроликов, которые все делают сообща. Большая семья, пятеро крольчат учатся дружить и помогать друг другу. Наблюдая со стороны, как решают проблемы, радуются жизни, путешествуют, хочется подражать и пользоваться мудрыми советами.

«Большая энциклопедия природы»

Мультсериал производства Италия, 2000–2001 годы, состоит из 54 серий по 24 минуты. Мультсериал похож на детский вариант передачи «В мире животных». В каждой серии рассказывается о жизни одного из представителей фауны. А в роли ведущего выступает умный медведь, который вещает перед собравшимися на поляне зверями. В конце эпизода зрителям задают вопросы, чтобы те лучше запомнили увиденное.

Использованные источники:

https://www.ivi.ru/watch/doktor_mashinkova;

https://megogo.ru/ru/view/2198141-doktor-mashinkova.html;

https://ru.wikipedia.org/wiki/


Консультация 3: «Какими бывают мультфильмы?»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Трудно представить современный мир информационно-коммуникационных технологий. Через телевизор, телефон, планшет, компьютер мы получаем необходимую информацию, наши дети, используя эти гаджеты, играют в игры, смотрят  мультфильмы.

О том, хорошо это или плохо, можно рассуждать долго, но то, что правильно подобранная обучающая игра или хороший познавательный мультфильм для ребенка в дозированном количестве – незаменимый источник знаний, тренажер детской фантазии, способный оказать родителям значительную  помощь в воспитании ребенка, отрицать нельзя. Поданные в доступной и увлекательной форме уроки, преподносимые в процессе просмотра мультфильма, наглядны и понятны малышу, легко им запоминаются и не выглядят нравоучениями. Герои подобных мультфильмов показывают, как надо поступать в той или иной ситуации, сообщают новую научную информацию в игровой форме. Пользы будет гораздо больше, если родители после просмотра обсудят с ребенком мультфильм, поиграют в него, повторят увиденные опыты, нарисуют понравившийся сюжет, пропоют песни из мультфильма.

В настоящее время на просторах интернета можно найти множество познавательных мультфильмов, как российского, так и зарубежного производства. Но какой из них включить своему ребенку? Это зависит от цели просмотра и возраста ребенка. Для того чтобы облегчить проблему выбора, в следующих консультациях представлю обзор подобных мультфильмов с кратким описанием сюжета и указанием возраста детей, для которых он предназначен. А пока представлю общий список познавательных мультфильмов, на которые могут обратить внимание родители детей дошкольного возраста: «Профессор Почемучкин», «Новаторы», «Доктор Машинкова», «Веселые мишки», «Почемучка», «Домовенок Плюх», «Джинглики», «Ангел Бэби», «Волшебный фонарь», «Пословицы и поговорки», «Команда Познавалова», «Фиксики», «Смешарики Пин код», «Уроки тетушки Совы», «Занимательные уроки Роберта Саакянца» (Армения), «Микрополис – Секрет пузырьков», «Путешествия Адибу: Как устроен человек» (Франция), «Интересные факты», «Почемучка», «Хотим все знать» (Германия), «Большая энциклопедия природы» (Италия), «Жили-были… Искатели» (Франция), «Жили-были… Первооткрыватели» (Франция), «Исторические личности. Анимированная энциклопедия» (США), «Коля, Оля и Архимед» (СССР), «Рассказы старого моряка» (СССР), «Лесная книга» (Канада), «Семья почемучек» (Франция), «Спроси у Альберта» (Германия), «Волшебный школьный автобус», «Хотим все знать» (Германия, Франция, Великобритания), «Жила-была жизнь» (Франция), «Одна минута в музее» (Франция).

Использованные источники: https://392.tvoysadik.ru/site/pub?id=59 , http://vokrugsemyi.ru/luchshie-multfilmyi/multserialyi-dlya-malyishey , https://zen.yandex.ru/media/detidoma/10-poznavatelnyh-multserialov-kotorye-stoit-posmotret-s-detmi-5d2ad35ec7e50c00adbea9c4, https://lifehacker.ru/poznavatelnye-multiki/ .


Консультация 2: «Какими бывают мультфильмы?»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

На вопрос: «Какими бывают мультфильмы?» многие ответят: «Разные». Кто-то вспомнит советские рисованные и пластилиновые мультфильмы, кто-то современные компьютерные. Однако мультфильмы бывают еще и кукольные, перекладочные и даже песочные.

Самыми первыми были рисованные мультики.  Они создавались на бумаге или стекле при помощи акварельных красок, карандашей, фломастеров и даже обычных шариковых ручек. Каждое движение героя, меняющееся выражение его лица приходится рисовать заново. Это очень трудоемкий процесс, в котором было задействовано множество специалистов.

Создание кукольных мультфильмов немного проще, чем рисованных, положение кукол, конечно же, нужно менять, но не прорисовывать. Однако, изготовление кукол, покадровая съемка каждого движения персонажа, создание фонов и эффектов, для которых использовались самые необычные приемы и материалы также очень трудоемко. Примерами кукольных мультфильмов являются «Чебурашка», «Домовенок Кузя» и другие.

«Перекладкой» называется техника, совмещающая в себе принципы рисованной и кукольной анимации. Отдельные части персонажей, нарисованные на картоне, закреплялись и двигались покадрово. Ее автор — известный мультипликатор Федор Хитрук.

Подобный принцип используется и в пластилиновой анимации. Картинка получается из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом.  Камера, расположенная над стёклами, поэтапно снимает сцену за сценой.  Примером пластилинового мультфильма является анимация «Падал прошлогодний снег».

Песочная анимация, создается по типу рисованной. Художники-аниматоры рисуют песком на подсвеченном экране, а камера поэтапно снимает происходящее. Песком нарисован мультфильм «Сказочка про козявочку».

В настоящее время прогресс облегчил работу аниматоров. Компьютерные программы позволяют без особых усилий создавать любых персонажей, их движения, что значительно сократило время, затрачиваемое на создание мультфильма. На сегодняшний день компьютерная анимация имеет очень широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. В трёхмерной компьютерной анимации работа ведётся не с нарисованным содержимым, а с виртуальным миром. Объекты не рисуются, а моделируются. Внутри программы есть виртуальное освещение, материалы, законы физики и так далее. Правильно настроив их, можно добиться нужного результата — будь то мультяшная картинка или реалистичное изображение.

На сегодняшний день мультипликационная классификация различает 2D, 3D, покадровую мультипликацию и stop­-motion. Кроме того, существуют различные более специфические виды мультипликации, для которых также нужны определенные навыки, умения и условия. Это выше описанная песочная, а также игольчатая и мультипликация на воде.

Однако, многим все же ближе и дороже именно старые добрые рисованные и пластилиновые мультфильмы, ведь от них веет теплом руки мастера-мультипликатора, кропотливо создававшего своего героя и его жизнь. А вы просматриваете со своими детьми советские мультфильмы? Возможно, они не настолько яркие и красочные как современные компьютерные, но почти всегда учат добру, дружбе, взаимовыручке, чего часто не хватает в современной анимации.

Использованные источники: https://www.karusel-tv.ru/news/7997;

https://ru.wikipedia.org/wiki/Служебная:Источники_книг/9786177799251.


Консультация 1: «Мультфильмы: польза или вред?»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Наши воспоминания детства часто связаны с просмотром мультфильмов. Для детей советского времени мультфильм был праздником, так как просмотреть его можно было только в определенное время. Сейчас мультфильмы доступны без ограничений, однако от этого они не стали менее любимы как детьми, так и взрослыми.

В настоящее время отношение к мультфильмам для детей у взрослых не однозначное. Многие родители считают мультфильмы отличным средством занять детей, чтобы спокойно заняться своими делами. Часто в домах телевизор работает «фоном», а при наличии в комнате ребенка этим «фоном» становится мультфильм. Часть родителей осознают, что ряд современных мультиков не способны принести пользу их ребенку, поэтому включают ему исключительно «развивающие», при этом не всегда смотрят их с ребенком сами.

Так что же, как и как долго можно смотреть дошкольникам?

Безусловно, включая ребенку мультфильм, нужно соблюдать ряд условий:

  • не оставляйте ребенка возле телевизора бесконтрольно, далеко не всегда, даже на детских каналах, идут те мультфильмы, которые являются безопасными для психики вашего ребенка и соответствуют его возрасту;
  • посмотрите сами мультфильм, который хотите включить ребенку и подумайте: будет ли этот мультфильм интересен ребенку, чему он его научит, подходит ли вашему ребенку по возрасту;
  • не оставляйте включенным мультфильм, когда ребенок занялся чем-то другим (игрой, лепкой, рисованием);
  • по возможности старайтесь смотреть мультфильмы вместе со своим ребенком;
  • после просмотра попросите ребенка рассказать, о чем был мультфильм, назвать главных героев, спросите, понравился ли он ребенку и чем, обсудите содержание, главную идею мультфильма, помогите ребенку сделать выводы;
  • помните о том, что по требованиям всемирной организации здравоохранения детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется телепросмотры до 30 минут в день суммарно.

При правильном использовании, благодаря специфике и неограниченным выразительным возможностям мультипликации, при просмотре и обсуждении увиденного, значительно расширяется кругозор ребёнка, активизируются познавательные процессы, происходит накопление жизненного опыта и способов взаимодействия с окружающим, развивается речь, совершенствуются коммуникативные навыки.

Но из-за того, что восприятие окружающего мира ребёнком дошкольного возраста несовершенно, он не можем самостоятельно, без участия взрослого, осмыслить и до конца понять сюжет мультфильма, пережитые во время просмотра эмоции и чувства. Дети копируют поведение и манеру разговора мультипликационных персонажей, но, к сожалению, стихийный просмотр зачастую приводит к тому, что ребёнок практически не пользуется активной речью, снижается качество общения.

Мультфильм не должен носить сугубо развлекательный характер и использоваться как средство занять ребенка на какое-то время. Бесконтрольный просмотр телепередач отрицательно влияет на органы зрения, нервную систему, опорно-двигательный аппарат, развитие речи ребенка.

Использованные источники: https://infourok.ru/ispolzovanie-multiplikacii-kak-sredstva-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2457915.html;

https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=13374

Консультации

Серия консультаций «Развитие речи».

Консультация 14  «Подготовка к обучению грамоте» Учитель-логопед: Н. В. Федосеева Одним из разделов речевого развития детей является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте — ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Это достигается […]

Серия консультаций «Развитие речи»

Консультация 13  «Вызывание речи» Учитель-логопед: Н. В. Федосеева Сегодня будет затронута на первый взгляд странная тема: как развивать речь у детей, у которых, казалось бы, речи нет. Вообще, речь бывает устная (внешняя), экспрессивная (разговорная) речь, и импрессивная, то есть восприятие и понимание речи. Кроме того, речь бывает письменная речь (включающая письмо и чтение) и внутренняя […]

Серия консультаций «Развитие речи»

Консультация 12  «Развитие связной речи» Учитель-логопед: Н. В. Федосеева Убедившись, что понимание речи и пассивный словарный запас ребенка соответствует его возрасту, можно уделить больше внимания развитию экспрессивной речи. О том, что делать, если ребенок уже достаточно «понимает», но «не говорит», мы рассмотрим в следующей консультации. Здесь остановимся на случаях, когда у ребенка присутствует экспрессивная речь. […]

Серия консультаций «Развитие речи»

Консультация 11  «Развитие понимания речи» Учитель-логопед: Н. В. Федосеева Прежде чем развивать связную речь ребенка, нужно удостовериться, что у него в достаточной степени развито понимание речи. «Мой ребенок все прекрасно понимает». Хорошо, если так. А вы в этом уверены? А всё ли понимает ваш ребенок? Поймет ли он, если вы дадите ту же инструкцию в […]

Серия консультаций «Развитие речи»

  Серия консультаций «Развитие речи». Консультация 11  «Развиваем речь детей 1-2 лет»   Серия консультаций «Развитие речи». Консультация 12  «Развиваем речь детей 2-3 лет»   Консультация № 13 «Развиваем речь детей 3-4 лет»    

 

Дата обновления страницы: 19.02.2024

Год педагога и наставника

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122